Если,как это представляется возможным, греки были в Малой Азии до расселения
их по островам Эгейского моря и Греции, то в таком случае они принесли с
собой это название из областей, непосредственно примыкающих к Сирии
(вспомним хотя бы о существовании микенского греческого квартала в Угарите). Существенно, что образцы слоновой кости, найденной на Крите, относятся к разновидности индийского типа, что можно связать и с возможной принадлежностью южносирийского (евфратского) слона к тому же типу.
По гипотезе Мелларта заселение Греции в начале II тысячелетия до н. э. осуществилось с северо-запада Малой Азии, в соответствии с чем следы первой волны миграции, еще не дошедшей до Греции, можно видеть в малоазиатских ахейцах.
...Поскольку хеттский текст письма о Тавагалаве делает несомненным, что знатные люди и представители царского рода Аххиявы и Хеттского царства вместе ездили на колеснице, не кажется неоправданной гипотеза, по которой Муртил был хеттским или лувийским знатоком, посланным для обучения ахейцев искусству езды на колесницах.
Распространение легких двухколесных боевых колесниц, запряженных лошадьми, осуществлявшееся к середине II тысячелетия до н. э., по-видимому,
происходило в направлениях на запад и северо-запад и на восток от области, лежавшей между северной Месопотамией и Закавказьем. Поэтому представляется вероятным, что этот тип колесниц, который известен по памятникам микенской эпохи и микенским табличкам, мог испытать воздействие хеттских и хурритских (или митанийских арийских) образцов, а соответст-
вующие хеттские (или лувийско-хурритские) наставники могли выезжать в Аххияву, то есть в области микенской культуры, в частности в Кносс, в тот период, когда там (примерно 25 лет спустя после грандиозного извержения вулкана Феры, разрушившего жизнь на «минойском» Крите и позднее отраженного у Гомера) была создана централизованная система ахейского греческого управления. В этой связи обращает на себя внимание разительное сходство специфического хеттского употребления идеографического написания ANŠU. KUR. RА МЕŠ ‛лошади, кони’ (из шумерского ‛горные ослы’) в значении ‛боевые колесницы’ (как часть хеттского войска) с кносским использованием слова i-qi-ja (KN 265, 267, 273, сравнивается с Lππιος, D, 548) в значении ‛колесница’ (в сочетании с соответствующей идеограммой, чтением которой на Кноссе было это слово, D, 548), отражение этого словоупотребле-
ния сохраняется в гом. Mππιο-χ$?μης ‛боец с колесницы’, λ. 259, Ω 257 и в позднейшем употреблении Lππιος (как эпитета различных богов, выезжавших на колеснице). Здесь кажется возможным видеть след влияния хеттской клинописи на кносское письмо и язык официальных канцелярий ахейского Крита; в этой связи стоит отметить, что наиболее явные примеры хетто-лувийских собственных имен отмечены именно в кносских текстах. С распространением двухколесных боевых колесниц была связана и новая техника коневодства, что достаточно отчетливо видно по хеттским коневодческим текстам, составленным преимущественно хурритом Киккули....
Древние культурные и языковые связи…
1977