нам пишут

Feb 14, 2014 02:07

.
В сценарном сообществе Пожилой Продюсер(тм) рассказывает сценаристам в главах, в жанре эпистолярии, что такое телевидение, и почему "вам, блядям, не дают писать хорошее". Продюсер, поверьте, знатный. Продюсировал от "Ликвидации" и до самой, вот, прочей мякотки.

Эту главу, не выдержу, положу сюда. Для всеобщего адекватного восприятия реальности.

ЗАМЕТКИ ПОЖИЛОГО ПРОДЮСЕРА
Заметка 6. ТЕЛЕСЕТЬ.
Глава третья. Я, ТЫ, ОН, ОНА - ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА (отрывок из любимой песни любого руководителя федерального канала).

Мы остановились на том, что возрождение старых и испытанных названий провалилось. Пусть это и была отсрочка от смерти, но смерть подступила непозволительно близко. Самостоятельное производство стало возможным и необходимым, но с ограниченной выработкой на выходе. И это понятно. Зарубежные сериалы, и бразильские в том числе, исчерпали свои возможности. Здесь поподробнее? Пожалуйста. Есть очень серьёзная причина, которая не сразу, но нанесла свой удар.
Поначалу зритель благосклонно внимал, смотрел, переживал, но... делал это без включения. Ни один из зрителей на тот момент не понимал до конца реалий бразильской (или какой угодно) жизни. Не понимал, а значит и не участвовал в ней до конца. Осмысленно.
Герои сериалов подписывали купчую, платили внушительные доходы, покупали акции, спорили с адвокатами, уступали в аренду, получали пожизненную ренту и прочее, прочее. Мало кто понимал о чём идёт речь. Многие и сейчас не понимают. А тогда... страшно сказать. Мы накушались красивой жизни, сказал себе зритель, и нам это немного поднадоело. Хорошо если бы у нас всё было хорошо. Ан нет, тут и кризис и масса других проблем. Как выживать, как жить, если угодно. На эти вопросы уже пора было отвечать. И не в виде репортажей с неработающих предприятий, а в художественной форме. И зрители прайма всё больше стали проявлять своё недовольство. Хватит про дона Педро. Мало ли в Бразилии Педров! И диких обезьян! Как живёт несчастная Марья Петровна? Что у Коли и Светы из соседнего подъезда? Он на ней жениться собирается? Или как? Как ребятёнка в школе защитить от хулиганья? И так далее.

Есть одна такая штука, в которую не верит никто, посмеивается, но она есть. Это обратная связь со зрителем. И на неё центральные каналы никогда не скупились. Так называемые телеметрические замеры. Были и официальные компании на рынке, мнению которых доверяли рекламодатели. А рекламодатели не идиоты. Они умеют считать деньги. И про ситуацию на телерынке знают всё досконально. Это деньги. И большие деньги! Вы им не пролопочете чушь про то, что, мол, все рейтинги фигня. Там серьёзные люди. И, в отличии от сценаристов (без обид!) они помнят про товар-деньги-товар. Это бизнес.

У каждого уважающего себя канала - были свои службы и замеры. И я, как шеф-редактор кинопоказа, раз в две недели, под роспись, получал сей труд. Толстенный и прошитый. И спорить после этого трудно. Он меня не поражал, я так себе и представлял среднего зрителя. По социальным группам, по возрасту, по образовательному цензу, половой принадлежности. Все аспекты. Но, если отдать такой толстый сборник в руки интеллигентного человека, то он будет сначала долго кричать "не верю!, "это не моя страна!", "вы всё подтасовали!", а уже потом "я не хочу больше жить!". Именно в такой последовательности.

Я тут подумал, а знаете ли вы точно всё про рейтинг и про долю? Повторю коротко, если вдруг кто-то не в курсе или периодически путает одно с другим. Рейтинг - процент включённых телевизоров от предполагаемого их числа во всей стране. Иными слова, процент от всех теоретических телезрителей. А доля - процент от всех смотрящих именно сейчас. Оба значения, согласно математическим законам, имеют 100%.
Раньше цифры могли гулять как угодно. Сейчас, когда конкуренция глобально увеличилась, для центрального канала во время показа телесериала рейтинг 8-11%, а доля 20-25% - несомненный успех. Рекорд принадлежит в последние годы "поздравлению президента с Новым Годом на Первом канале". Там доля 50% и выше. Именно на Первом. Это идущая от старых времён привычка. Но про это не сейчас.

Итак, мы получили неудовлетворённых женщин. А нет ничего страшнее этого. Неудовлетворённых женщин. Которые смотрят не совсем то, что хотели бы. И пришлось срочно из графа Монте-Кристо переквалифицироваться в управдомы. С НТВ было проще. Там путь от Крутого Уокера с Чаком Норрисом до Ментовских войн оказался куда короче.

Прежде чем объяснить потребность федерального телеканала в сериалах, надо пару слов сказать о них самих. Задача любого федерального канала - услужить всем или практически всем категориям зрителей. Всем, конечно, невозможно, но основной массе - вполне достижимо. Политика канала заключается в том, чтобы зритель, не уходя с этой копки, смог получить всё. Более того, должна быть стойкая привычка ко времени выхода интересующих его программ. Взвешенные, без истерики новости. Полноценный жанровый сериал. Утреннюю программу о здоровье. Кулинарное шоу с полюбившейся звездой. И так далее. С приятными ведущими, которые часто, насколько это возможно и приемлемо, принимают посильное участие в других, не в своих программах этого канала. Потанцевать? Да не вопрос! Блеснуть эрудицией в викторине? Пожалте. Можно, конечно, и с 10-ти метровой вышки сигануть, но таких подвигов от ведущих начальники не ждут. Разве что кураж захлестнёт. Это работа. И, просьба не иронизировать, мировая практика,так везде. Иными словами, федеральный телеканал - консервативный канал. Со всеми вытекающими.

Вы помните сколько лет понадобилось, чтобы героя - вампира звали не Патрик или Джейсон, а Антон, скажем, Городецкий? И если бы не популярная книга автора, сумевшего создать свой исключительный бренд? А теперь я вам открою секрет. Ну, это наверное уже давно не секрет, но всё же. А ведь Ночной Дозор задумывался как мини-сериал. Когда впервые Эрнст объявил о своём намерении сделать сериал, мы заскулили. Все вместе и каждый в отдельности пытались отговорить, но он был непоколебим. Был написан сценарий 4-х серий, я его держал в руках. И даже, вместе со всей блистательной командой, принимал участие в создании сценария. Активные съёмки начались уже тогда, когда я ушёл с канала. И только гений Бекмамбетова, включившегося в работу, позволил Эрнсту увидеть в Дозоре большой кинопотенциал. И он принял, как и всегда, единственное верное решение - делать прокатное кино в двух фильмах. Потом уже много чего было написано, переписано под кино. Но, при полном успехе в прокате (14 миллионов долларов), телеверсия не вызвала глубокого, мягко говоря, интереса телезрителей. И не должна была. Ни при каких обстоятельствах. И этот же путь я прошёл в ЦПШ. Полный успех фильма Бой с тенью в прокате (8 миллионов долларов), а на телеэкранах канала Россия почти провал. ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ!
И так, повторим ещё раз: каков канал, таковы и жанры. Точка.

Частый вопрос:а зачем нам федеральный? Сейчас каналов много! Вернёмся к формуле товар - деньги - товар. Не забывайте про неё. Только федеральный канал сможет вам обеспечить хорошую цену при покупке, за которую можно снять приличного качества продукт. Не павильонную муть, а чтоб и натура, и актёры, и (самый больной вопрос) количество съёмочных дней на серию нормальное. Ну, хотя бы 6 минут в съёмочный, не более. И только годовой рекламный бюджет федерального, этого, простите, я всем сказать не могу, поможет вам, как производителю, нечто подобное себе позволить.

Меньше канал, меньше возможностей, меньше рекламодатели им дают денег, больше самой рекламы. Иногда её столько, что зрители не в состоянии посмотреть фильм. Выключают. Канал, нормальный канал, так просто не создашь. И когда руководители таких каналов обхаживают бизнесменов, ласково заглядывают им в глаза, говорят про несколько миллионов, чтобы встать на ноги и по взрослому вещать - враки. Подлая ложь. Вот если вести разговор о 100 миллионах долларов, то это ответственное заявление. Но кто же их даст? Самые крутые бизнесмены хотят прибыли через год, а тут, если по честному, надо пахать лет 5, чтобы как то о себе заявить.

Есть и другой путь. Маленький канал, а скандальный. Жутко опозиционирующий власти. Но и там ничего не происходит. Они посидят, посидят, а потом как пизданут вопрос про необходимость сдачи Ленинграда и всё. Заметьте, я не высказываю симпатию или антипатию. Я про путь. Как таковой.

Другой путь и последний. Шутки, юмор и смех. Угодить молодёжи. Бывшие КВНщики и так далее. Работает, но дорогие, киношные сериалы они всё равно себе позволить не могут. Да они им и не нужны. Ситкомы, снятые преимущественно по купленной лицензии - это пожалуйста. Но мы же затеяли всю эту дискуссию для совершенно другого. А именно: КАК ТАЛАНТЛИВЫМ СЦЕНАРИСТАМ РАБОТАТЬ НАД ХОРОШИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ? Ведь всё ради этого?

Многие наивные люди, видя успех молодёжных каналов, предсказывают крах федеральным. Смешно. Этого никогда не произойдёт. А они мне, мол, следующая аудитория подрастёт и доля таких каналов удвоится! Вот смех! А я им в ответ пытаюсь объяснить, что когда следующая поросль подрастёт, то их папы и мамы уйдут на федеральный канал!!!
Я немного отвлекусь, но я реально сожалею, что сейчас не преподают в прежнем объёме, как нам тогда, философию. Мы больше налегали на марскизм-ленинизм, на научный коммунизм. Но в этом была огромная польза. Так или иначе, но мы всё равно прошли через немецкую классическую философию. Кант, Гегель, Фейербах. Это здорово устанавливает мозги. Да и Маркс с Энгельсом были неглупые ребятки. Да, с выводами они напортачили, но предыдущему периоду дали такой анализ, что мало не покажется. И сейчас споришь о чём-нибудь с человеком и понимаешь, что он понятия не имеет о борьбе и единстве противоположностей, что он и не слышал о причинно следственной связи. Как разговаривать.. Кто громче крикнул, тот и убедил? Глупо.

Так вот. Согласно всему вышесказанному федеральные каналы не загнутся. А молодёжные каналы сейчас достигли своей планки и на ней остановятся. Нет, конечно, телевидение будет меняться. Графика, звук, монтаж, оперативность подачи. Но происходить это будет везде и планомерно. И на федеральных каналах всё будет развиваться в сторону увеличения бюджетов на всё. И сериал будет со временем в ещё более выигрышных условиях. Всё будет. Никто не умрёт и все переженятся.

Вот так я подвигаю вас к пониманию того, чего от вас, как сценариста, ждут на больших каналах... А где вопрос про Жизнь и Судьба? Как такое могли себе позволить? Бюджет миллион за серию, а доля не превысила 15 %?
Отвечаю. Есть такие вещи как престиж. Или, как говорят телевизионщики, имиджевые проекты. Каждый крупный канал... Ох, чего врать, Первый и Россия, позволяют себе нечто подобное. Но и здесь не всё так просто. Серёжа Урсуляк, чей дружбой я очень дорожу, пока не понял, что канал Россия понимает всё про расходы и не будет требовать с него большого зрительского успеха, не согласился на экранизацию Гроссмана. Он же не самоубийца.
Так вот, это был самый бюджетный, но и самый имиджевый проект на ТВ.

Есть другие проекты. Они сконструированы похитрее. Первый сделал уникального Адмирала и при этом позаботился о сериальной версии, снизив, как вы понимаете, себестоимость продукта. Ловко и правильно. У Первого проекты более зрительские и они всегда добирают на телеверсиях. Молодцы.

Можем вспомнить с вами ИДИОТА Бортко (Идиот - название, Борко - режиссёр). Сериал был показан в начале лета на канале Россия. В самое невыигрышное время телесезона! И взял своё. Доля была больше 30%! Но это, простите меня, Фёдор Михайлович, бренд русской культуры. История понятнее. Великолепный актёрский ансамбль. Тогда у нас, у продюсеров, был термин МММ. Но не детище Мавроди, а Меньшиков, Машков, Миронов. Тогда, десять лет назад, участие одного из них обеспечивало необходимое кол-во зрителей на включение. Тогда, но не сейчас. Бездарный и невнятный сериал ПЕПЕЛ доказал это. Название Пепел, внутри два алмаза и не хрена. А зритель ведь вырос! И не купился! А вы говорите, мол, зритель дурак. Нет, мил человек! Зритель вырос.

Вопрос в другом. Любой качественный, киношный проект должен не менять одну аудиторию на другую. Это смерть для любого канала. А к основной аудитории, дающей постоянный рейтинг и свою любовь, прибавлять тех зрителей, которые сериалы в принципе не смотрят, но готовы изменить посещению консерватории, что бы увидеть как Урсуляк снимет "Тихий Дон". Прибавлением, но не заменой. Хочу, чтобы эта формула осталась у вас в голове после сегодняшнего разговора! В этом я вижу перспективу развития качества сериалов и превращения их в художественные многосерийные фильмы. Это будет!

Продолжение обязательно последует.

про работу, люди с "Л"

Previous post Next post
Up