Самайн. Дикая Охота. Асатру. Дайте мне рому.

Oct 28, 2016 18:22



В последнее время все чаще и чаще задаются вопросы о Дикой Охоте и ее предводителе, что, в общем то, не удивительно,учитывая время Самайна. И в итоге, устав отвечать и посылать к себе же, я сподвиглась на перевод статьи из словаря Рудольфа Зимека. Но как обычно это и происходит, меня понесло дальше и вылилось это все в статью о Дикой Охоте и ее Предводителе (конечно, традиции германской, а вовсе неостровной, мне не везет категорически).
Итак, Неистовое Войско, или Дикая Охота. Эти образы восходят к общей, индоевропейской традиции, но здесь рассматривается этот образ в контексте древнегерманской мифологии. Сам термин является общегерманским и означает кавалькаду призрачных воинов, несущихся сквозь штормы в Двенадцать Ночей Йольтайда.
Одним из первых упоминаний об Дикой Охоте (die wilde Jagd) , или Неистового Воинства (das wütende Heer) мы видим в немецкой литературе XI - XII веков.
«Всеобщая Хроника» Эккхардта повествует о войске призрачных воинов, недавно погибших в сражении и появляющихся в определенное время из недр гор. А когда время, отпущенное им для пребывания на земле, истекает - они возвращаются в свое подземное царство.
В XIII веке виднейший ученый, парижский архиепископ Гийом Овернский, также пишет о призрачном войске, состоявшем из павших воинов. Архиепископ особо отмечает воинов, павших от удара мечом. Эти примечания и позволили известному ученому германисту О.Хёфлеру сопоставить Неистовое Войско с племенем хариев из «Германии» Тацита (это достаточно сложные филологические изыскания, которые мы здесь опустим) и первым показать, с большой долей вероятности, что легенды Дикой Охоты это отражения древних культов закрытых союзов воинов.
К упоминанию о «Германии» хочу добавить, что в комментариях к бессмертному произведению Тацита одного из видных реформаторских деятелей было написано «И в наши дни в нижней Германии можно встретить отряды воинов, которые именуют себя “дьявольским войском”. Их оружие, копья, одежды и даже лица - все адски черного цвета, что наводит небывалый ужас на врагов».
В XIV веке в «Мюнхенском заговоре» (заговор от упырей и призраков) также упоминалась Призрачное Войско во главе с Одином - «от Вутана и всех его людей защити нас, Господь».
В Страсбургской Хронике 1516 года также упоминается о том, что люди видели Неистовое Войско в 50, 100, и даже 200 душ! И проносилось оно не только ночью, но и днем. А одна женщина видела там своего мужа с разбитой головой, который недавно погиб на войне. И когда она к нему подбежала, то голова его отвалилась совсем.
В XVII веке у Преториуса и у Бирлингера в их описаниях народных обычаев образы Дикой Охоты наиболее интересны:
«...у нас в Тюрингии, особенно на Адвент, Рождество и Масленицу можно видеть великое множество духов, кои являются не только, как обычно, средь лесов, полей и про- чих пустынных мест, но и в городах и деревнях; все это явно свидетельствует об обмане и ухищрениях дьявола. Среди духов можно увидеть и умерших, особен- но погибших на войне, и живых людей; некоторые мчатся верхом точно рыцари, другие шествуют подобно мушкетерам и так они проносятся вихрем и марширу- ют туда и обратно. Все эти призраки пребывают обычно в горе Хёрсельберг. Ко всему вышесказанному я могу еще добавить, что сие призрачное войско является не только у нас, но и в графстве Мансфельд, и в лесах Гарца, во Франконии, Швабии, повсюду можно повстречать этих таинственных духов»
«… в одной области Швабии, недалеко от деревушки Клингенштайн, находятся развалины старинного замка, который носит то же самое имя. Тропинка, ведущая к замку, давно заброшена и вся заросла густой травой и кустарником. Но есть еще одна причина, по которой окрестные жители боятся навещать эти места: мест- ность эта пользуется дурной славой. По ночам (особенно на Адвент и Рождество) на тропинке и около замка слышны голоса, ржание коней, звон оружия, видны огни и таинственное мерцание. Это возвращается с охоты «яростное войско» во главе со своим предводителем. Сами собой взлетают в небо огромные массы песка и камней, во дворе и в окрестностях замка из земли бьют многочисленные источники. Кто осмелится показаться на пути «дикой охоты», тому приходится плохо. Однако наступает положенный час - и сами собой исчезают таинственные источники, не видно волшебных огней, не слышно звона оружия, ржания коней и лая собак. В заброшенном замке и окрестных глухих лесах вновь царят торжественная тишина и пустынность».
Мы с вами прослушали исторические свидельства и этнографические записи о Дикой Охоте.

Итак, Асгардарейд, Дикая, Неистовая кавалькада мертвых всадников внушает ужас, и испугавшийся ее теряет свою бессмертную душу и скачет вместе с Охотой дальше. Но не все встречи оканчивались печально для людей. Надо иметь смелость встретить Охоту, раз уж не успел упасть лицом в землю, и отвечать на вопросы грозного предводителя. Во многих сказках такие смельчаки получали награду от предводителя Дикой Охоты, чаще это была часть добычи, которая на утро превращалась в золото или серебро.
Предводителем Охоты считается Один, как пишет Хёфлер - самый таинственный из германских богов. Вполне себе логично, что предводитель славной компании мертвых вояк Один - бог, культ которого считается экстатическим культ. Опять же, если обратиться к знанию языка (как это любят, прямо таки обожают все русскоговорящие(иногда неправильно, но мы же не об этом) служители культа) то еще Адам из Бремена писал, что Один/Вотан - от слова неистовость; ярость. Тут хочется вспомнить вышеизложенное, а именно, что в кавалькаду плавно вливались повешенные, что тоже не является удивительным, учитывая предводителя. Один, как принесенный в жертву самому себе путем подвешивания себя на мировом древе, как имеющий эпитеты, связанные со словом «повесить», и как образ антропоморфный и одноглазый, являющийся в пустыннах местах возле виселиц - мог принять в свое призрачное войско повешенных. Хотя само это действо у древних германцев было не только сакральным, но и позорным. Повешение являлось видом казни. Бывало и такое, что повешение, как сакральное жертвоприношение, сочеталось с ударом копьем. Такое жертвоприношение являлось привелегией аристократии и свободных мужчин. Отсюда, видимо, и берут начало мужские закрытые союзы и таинства, связанные с ними.
Название Дикой Охоты на территории расселения германских племен также говорят об Одине. Асгардарейд именовалась также:
«jolareidi» или «oskoreidi»; «Odensjakt», т. е. «охота Одина»; Дикая Охота как «Wuotisheer» и прочее.
Из названий можно предположить, ну а потом и подтвердить изысканиями в области этнографии и народных поверьях, что Дикая Охота выезжала под конец осени, в конце ноября, в начале декабря. Можно прочитать и о том, что в Швеции и рядом бытовало поверье, что Одина можно увидеть во главе призрачного войска именно в новогоднюю ночь.
Углубляясь в поверья крестьян скандинавских стран, можно узнать о том, что Охота могла выехать и в день святой Люции 13 декабря, но это немного другая история.
Ну и напоследок, в Швабии и в других областях Германии предводителя Дикой Охоты также именуют «Breithut» или «Langhut», т. е. «в шляпе с широкими полями», причем в Лаузице даже уточняют цвет этой шляпы - голубой, что также хорошо соотносится с древнегерманской традицией, мы ведь все помним, какого цвета был плащ у того одноглазого старика?
В общем, связываться со скачкой призрачного войска, или переждать в кресле качалке, наслаждаясь криками пролетающих перелетных и завываниями ветра - дело сугубо хозяйское. Но если вдруг, после Самайна или Йольских Ночей у вас появится лишний брусочек драгоценных металлов - расскажите о встрече с прекрасным!
Искренне Ваша, Shanna Faelinn.

ведьминское, праздничное, цицеронствуем

Previous post Next post
Up