Разговаривали с Юлей
pipitox, про мастерскую, которую она готовит к 28 февраля для участниц Внутреннего круга Веджены, "Договора и правила в отношениях с детьми".
Я задумалась и стала вспоминать, а как рос мой сын?
Многое во взаимоотношения с сыном мы с мужем взяли из опыта родительских семей, часть образов была "от противного". Другой, не семейный опыт тоже "подтягивали". Я с большой осторожностью относилась к запретам. Мне очень отзывалось рассказанное подругой (не помню, кто её научил, но идея до сих пор отзывается), что до определённого возраста дети воспринимают "нельзя" не как "запрещено", а как "невозможно". И если я говорю малышу: "Нельзя лезть на этот стул!", потому что мне лень быть рядом и его страховать, а он залезает сам и понимает, что это возможно, то моё "нельзя" для него существенно обесценивается. А ведь "нельзя" при правильном применении - незаменимый сигнал об опасности, позволяющий предотвратить многие беды... Другой стороной эта же мысль развернулась в потрясшей меня в юности повести Галины Щербаковой "Дверь в чужую жизнь". Что у матери есть право потребовать от сына сделать что-то, не объясняя причины, на веру, но правом этим можно воспользоваться всего несколько раз в жизни. В общем, мне важно было сохранить своё "нельзя" полновесным, да и другие свои слова - законом :-).
И с сыном договоривалась с самого раннего возраста, объясняя ему возможные последствия того или иного его решения. Надо мной, я помню, смеялись другие мамы на детской площадке, когда я двухгодовалой крохе объясняла, что может быть, если он съдет с горки лицом вперёд. Одна мама даже подошла ко мне с удивлённым вопросом: "Майя, зачем ты ему что-то объясняешь? Ты же можешь взять его за шиворот и переставить, куда тебе нужно!" Ответом, честно говоря, горжусь до сих пор :-). Я спросила: "Ты видела его папу?" Она: "Да, и что?" Я ей: "Ты видела, какого он роста?" Она, не понимая: "Ну да, высокого..." Я: "Понимаешь, большую часть нашей совместной жизни он обещает быть, как его папа - выше и сильнее меня. И если я подам ему пример, что в нашей семье можно решать вопросы, переставляя кого-то за шиворот, то я рискую тем, что лет через 15 переставлять начнут меня саму, и будут это делать долго, так как с этим мальчиком я связана на всю жизнь."
Ещё помню, как муж не раз говорил мне, что очень важно в запретах и разрешениях папе и маме "дуть в одну дуду", чтобы ни один из нас не отменял решение другого по отношению к сыну. И чтобы несогласие с решениями друг друга мы выясняли между собой, а не оспаривали их в присутствии сына, и он знал, что, придя к маме, услышит то же, что и от папы.
Были и остаются в семье, наверное, и правила, я как-то не задумывалась до разговора с Юлей о том, как называются договоры, результат которых всеми принят и закреплён на постоянно или надолго. Предполагаю всё-таки, что мы, во многом по наитию, какие-то вещи сделали правильно: сын вырос довольно сговорчивым и законопослушным :-)
А на прошлой неделе был ещё эпизод в тему запретов. Я думала - к чему мне эта история? Оказалась, к встрече по договорам :-). Я ездила в глубинку, и на одной ж/д станиции ждала местного поезда. Кроме меня там были и другие пассажиры. И был там очень заинтересовавший меня молодой человек. Не буду томить: у нас всё случилось, мы познакомились, он оказался местный житель, по имени Дима, ему 6 лет и на будущий год он пойдёт в школу. Привлёк он меня своим живейшим интересом ко всему железнодорожному. И как женщина пожившая и повидавшая виды, могу подтвердить: трудно представить себе что-то более увлекательное, чем этот светофор/семафор, эти синие огонёчки вдоль путей, рельсы, шпалы, стрелки вдалеке, товарные вагоны на соседних путях... И мальчика тянуло. А на лавочке у вокзала, откуда никаких этих волшебных вещей не было видно, сидел его папа, а рядом стояла мама. Мальчик всё время норовил прокрасться, просочиться в сторону такого желанного перрона, а мама возвращала его окриками: "Дима, нельзя!", "Дима, вернись!", "Дима, сядь и сиди у папы на коленях!" Я думала о том, что возможно, я зря сужу маму и не знаю каких-то обстоятельств, почему мальчику нельзя быть там, где интересно, но всё-таки возмущение на бездумное тупое запретительство - нарастало. А надо сказать, что место это совершенно безопасное, поезда там ходят всего несколько раз в день, ничего непредсказуемого на этой станции не происходит, да и мальчик не был из тех неуправляемых детей, которых нужно к себе пристёгивать ремнём, и прекрасно понимал (мы с ним поговорили об этом) про безопасное поведение на ж/д: рассказал мне про назначение белой линии на платформе, и о том, что ветром может утянуть под поезд. Ну что ей, в лом было подойти к нему и побыть рядом, пока он погружён в восхитительную железнодорожную романтику? Нет, стояла, как пришитая, рядом папой. Ну что его, унесут, что ли, папу этого (бухтела я про себя)? Впрочем, в ответ на этот возмущённый рассказ мой муж тонко улыбнулся и заметил: "Ну, мало ли какой папа? Может, его-то и нужно караулить?" Так вот к чему пишу. По мальчику увидела: такое бездумное, беспричинное запрещение всего, что неудобно маме, приводит к обесцениванию запретов и к разболтанности ребёнка, который, если будет их все выполнять, жизни не увидит, и для которого правила становятся не опорой безопасности, а душной тесной клеткой. В такую систему "правил" изначально вкладывается необходимость ребёнку их нарушать.
И возвращаясь к встрече по договорам. Отвечая на комментарий в посте про эту мастерскую, задумалась, а кому она предназначена, кто получит пользу от участия, и Юлю об этом же спросила. Вот что мы увидели:
1. Всем, кому отозвалось название. Значит, что-то важное для души в этой теме есть!
2. Родителям детей любого возраста (ибо учиться договариваться, и устанавливать здоровые, направленные на жизнь правила, нужно с довольно раннего детского возраста)
3. Взрослым, готовящимся стать родителями, и просто любым взрослым: дело в том, что договоры и правила внутри семьи устанавливаются совершенно одинаковым образом, что для детей, что для взрослых.
4. И снова взрослым. Тем, у кого тянется своя боль из детства, связанная с правилами, запретами, несправедливыми наказаниями за их нарушение. Чтобы уже разобраться в этом вопросе, боль убрать, и в своей семье применять эти понятия к радости, любви и взаимному уважению.
И орг. подробности
Ведущая: Юлия Зеликман
Место: ул. Донская, 8
Время: с 10-30 до 18-30 (собираемся в зале с 1-ти, в 10-30 начало)
Стоимость: 3000 р.
Запись на встречу по телефону 8-926-530-19-00