"Дэшэ калэ ча патрэ чатад данам саттвикам смртам" (ШБ, 18:20) - "Истинно - то, что совершено в надлежащем месте в надлежащее время и надлежащим образом". Этот принцип лежит в основе теории и практики Пути. Всякий раз, забывая об этом, мы попадаем в ловушку следования вторичному и потери смысла. Особенно, это касается некритичного переноса конкретных техник, предписаний и правил, без понимания их обусловленности культурными, временными и географическими особенностями. Исходя из этого, многое становится на свои места - таким образом, многие элементы "внешнего" могут быть отброшены или урезаны - в силу их неэффективности в новых условиях. "Сущность Таинства - превыше обрядности", особенно в Кали-югу. Помните об этом, когда имеете дело с конкретными традициями - все формы, которые они могут принимать, зависят от места ("деша"), времени ("кала") и обстоятельств ("патра"). Все "внешнее" может быть принесено в жертву эффективности - сущностное остается неизменным... Главное - не перепутать!
[...]
Cамая первая и самая сильная янтра "всех времен и народов" - это точка. То есть, есть нечто, которое появляется из «ничто». Вот абсолютно белое поле и на нем есть точка. Эта точка фиксирует наше внимание. Соответственно, это та точка в которой фокусируется энергия, хотим мы этого или не хотим. Даже бросив косой взгляд, из всего белого пространства именно эта точка привлечет наше внимание. Есть ли что-либо в этом мире помимо силы нашего внимания? Ничего нет. Значит эта точка будет являться в данную секунду средоточием всех сил. Почему? Мы там, где наше внимание. А мы кто? Бог. Значит в этой точке у нас Господь Бог в данную секунду. Вот до тех пор, пока мы её созерцаем - это будет наша дхьяна. Это состояние дхьяны возникает спонтанно и практически одновременно возникают состояния йоги пратьяхара и дхарана. Почему? Дхарана - из-за того, что мы концентрируемся, а пратьяхара - потому что когда мы концентрируемся на точке, то всё остальное для нас как минимум чуть-чуть расплывается, перестаёт быть актуальным. Наш взгляд, наше внимание зафиксированы на этой точке. Вот хорошее русское слово - «средоточие». Средоточие - это сведение всего в центр; вот в эту точку. Но невозможно через одну точку выразить всю полноту Бытия. Если бы Бог хотел свести себя самого к точке, то кроме этой точки ничего бы просто не было. Поскольку есть многообразие предметов и явлений, значит возможны и другие фигуры. Итак, какие символы на уровне архетипических лежат в основе янтр? На самом деле, человек рисовал янтры еще с тех пор, как только в состоянии был что-то взять в руки. Можно даже сказать, что как только какое-то животное поставило отпечаток лапы на землю и само на него посмотрело или посмотрело на чужой след - вот это уже, в какой-то степени, была янтра. Причем не просто янтра, а рукотворная. В полном смысле слова :) Приложил лапу - увидел: «Ух, сильно!». Центр, подушечки, следы от когтей - это уже серьезно, это уже сложная символика. Проблема в том, что животные не осознавали, что это янтра. Тем не менее, для них это было актуально. Для них след на земле являлся образом либо самих себя. Когда человек рос в своем сознании янтры становились сложнее. [...]
Автор: Гуруджи Сомананда --
http://shrividya.ruИсточник: группа Шри-Видья --
http://www.facebook.com/home.php?sk=group_165046346851222