Вероятно, это - величайшая подделка в истории:
«ПРОТОКОЛЫ СИОНСКИХ МУДРЕЦОВ» - литературная подделка конца 19 века, созданная по заданию тайной полиции России с целью «доказать» существование еврейского заговора для достижения мирового господства.
1. Структура и содержание. «Протоколы сионских мудрецов» известны в двух вариантах: более распространенный - в обработке С. Нилуса - обнародован в 1903 г.; второй - опубликован Г. Бутми де Кацманом в 1905 г. (отличается порядком нумерации протоколов и незначительными разночтениями).
Вариант С. Нилуса оформлен в стиле христианских изданий Библии; по замыслу издателя, это должно усиливать эмоциональное воздействие текста: перед читателем якобы антиевангелие, или евангелие от Сатаны. Издание содержит 24 «протокола» якобы реальных подпольных заседаний еврейских представителей, обсуждающих стратегию захвата власти в мире; в конце концов управление миром должно оказаться в руках назначенного тремя «мудрецами» «царя Израильского» из рода Давидова (см. Давид). Царь будет самодержавно править человечеством, а в случае его смерти или серьезной болезни «мудрецы» передадут власть своему очередному избраннику.
В десяти первых протоколах излагается программа разрушения христианских государств. В следующих 14 протоколах (с нелогичными повторами) описываются переход к всемирному самодержавию и новое государственное устройство. Самодержавная форма правления, в противовес демократиям, превозносится как идеальная. Издание завершается «разъяснениями» от переводчика, где сообщается, что «Протоколы сионских мудрецов» подписаны «сионскими представителями» (имена не названы) и тайно извлечены из книги протоколов, находящейся в хранилище «Сионской главной канцелярии» во Франции; .
Грамотный читатель обнаруживает в «Протоколах сионских мудрецов», наряду с абсурдностью самой возможности программировать захватнические планы на столетия и даже тысячелетия вперед, полное отсутствие каких-либо следов еврейского «почерка»: в них нет ссылок на книги Библии и Талмуда, в эсхатологических прорицаниях не упоминается ни о пришествии Мессии, ни об избавлении, а еврейская империя будущего метафорически трактуется как «апология Вишну». Однако на предубежденных людей именно топорность подлога вместе с довольно искусно обрисованной атмосферой конспирации и зловещей таинственности производят сильное впечатление.
2. Политическая предыстория «Протоколов сионских мудрецов». Еще в средневековье призрак еврейского заговора тревожил воображение христиан. Распускались слухи о тайных совещаниях раввинов для подготовки ритуальных убийств. В Испании, Португалии, а затем и в других странах Европы аспект обвинений постепенно смещался от религии к политике; вероятно, тогда впервые возникла потребность в составлении подлогов, обосновывающих антиеврейские гонения. Подделки провокационно использовались против новых христиан, а затем неоднократно переиздавались в 19 в. во Франции и Германии и стала прообразом «Протоколов сионских мудрецов».
Идея политического заговора евреев против христианских государств приобрела остроту после созыва Наполеоном I в 1807 г. Синедриона. С разных точек зрения она разрабатывалась в сочинении А. Туссенеля, А. Р. Гужено де Муссо, Э. Дрюмона, Е. Дюринга, А. Штеккера и других антисемитских публицистов. С 1860-х гг. в реакционных кругах Германии развивается мысль о сговоре евреев для совместного подрыва христианского мира; она была подхвачена во Франции и сыграла значительную роль в Дрейфуса деле. В России в опубликованной Я. Брафманом в 1869 г. «Книге кагала» содержалось обвинение евреев в корпоративной эксплуатации христианского населения.
В 1880-е гг. в антисемитской прессе получила широкое распространение фальшивка «Письмо Кремье», помеченное 1874 г. В нем предрекалась скорая победа мирового еврейства. В 1879-80 гг. в Москве вышел «труд» И. Лютостанского «Талмуд и евреи» (в 3-х томах), отразивший дремучее невежество автора. В 1882 г. в журнале «Век» был опубликован трактат «Великая тайна масонов», автором которого, вероятно, был член Коллегии министерства внутренних дел О. Пржецлавский (в 1909 г. его сын опубликовал трактат отдельным изданием в Москве под названием «Разоблачение великой тайны франмасонов»). Сочинение содержит весь набор измышлений о «жидомасонском заговоре», который позднее составил содержание «Протоколов сионских мудрецов». До опубликования трактата его рукопись была передана высокопоставленным чинам империи, включая шефа жандармов А. Дрентельна.
В 1890-е гг. в архивах министерства внутренних дел скопилось множество докладных записок и материалов, «изобличающих» еврейский заговор. Среди них - записка «Тайна еврейства» от 10 февраля 1895 г. из архива департамента полиции, которую Г. Слиозберг опубликовал в приложении к книге Ю. Делевского «Протоколы сионских мудрецов: История одного подлога» (Берлин, 1923). Руководители охранки, желавшие использовать разворачивавшееся антисемитское движение в своих целях, затеяли фабрикацию «документа», который на понятном широким массам языке показал бы ведущую роль «мирового еврейства» в революционном брожении в России и дискредитировал лозунги оппозиционных партий.
Изготовление подделок, мистифицирующих читателя, было широко распространено в Европе со второй половины 18 в.; часть их составлялась с политическими целями. Литературные подделки практиковались и в России 19 в. Бурную полемику вызвала публикация анонимного «Польского катехизиса» (1863), где полякам, только что потерпевшим поражение в антироссийском восстании, приписывалось стремление всячески вредить интересам России, проникая в высшие эшелоны власти.
3. Изготовление и первоначальное распространение «Протоколов сионских мудрецов». Операция по изготовлению «Протоколов сионских мудрецов» была проведена с профессиональным соблюдением правил конспирации; никто из исполнителей не раскрыл тайны и впоследствии. Расследовавшие подлог Ю. Делевский, В. Бурцев, П. Милюков, С. Сватиков, тем не менее, обнаружили ряд фактов, связанных с созданием «Протоколов сионских мудрецов».
У Нилуса есть указание на Францию, где изначально находилась рукопись «Протоколов сионских мудрецов». По свидетельствам княгини Радзивилл и Хенриетты Херблет, агенты русской политической полиции М. Головинский и И. Манусевич-Мануйлов по заданию руководителя заграничной службы охранки С. Рачковского (впоследствии вице-директора департамента полиции) готовили в Париже документ, изобличающий еврейский заговор. В Национальной библиотеке Франции сохранился экземпляр книги М. Жоли «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье, или Макиавеллистская политика в 19 в.» (1864) со специфическими пометами, сделанными, вероятно, авторами фальшивки. Монологи духа Макиавелли о стратегии захвата власти взяты авторами «Протоколов сионских мудрецов» за основу выступлении «сионских мудрецов»; плагиат из книги Жоли составляет почти половину текста «Протоколов сионских мудрецов».
Инициатором создания «Протоколов сионских мудрецов» был, по всей вероятности, Рачковский, большой мастер политической провокации. Перейдя на штатную службу в охранку, Рачковский стал издавать при департаменте полиции и распространять черносотенные листовки; он был одним из инициаторов создания Союза русского народа. Непосредственным составителем «Протоколов сионских мудрецов» считается М. Головинский, профессиональный литератор, который по заданию охранки занимался слежкой за русскими эмигрантами в Париже. Журналист И. Манусевич-Мануйлов, многолетний сотрудник охранки, был посвящен в задание Головинского и, возможно, оказывал ему помощь в работе. Исполнители подлога использовали для плагиата, наряду с книгой Жоли, другие произведения, в частности, памфлеты апостата И.Циона против финансовой политики министра С.Витте.
Чтобы доставить рукопись «Протоколов сионских мудрецов» в Россию, Рачковский воспользовался услугами агента охранки Юлианы Глинки. Был пущен слух, что Глинка сумела раздобыть сверхсекретный документ из тайного еврейского хранилища во Франции; эта версия изложена в повести выкреста С. Литвина-Эфрона (1849-1925) «Среди евреев» (журнал «Исторический вестник», 1896). Впоследствии нацистская пропаганда ссылалась на эту повесть как на доказательство «подлинности» "Протоколов сионских мудрецов". О том, что на самом деле «парижской даме» вручил рукопись «документа» Рачковский, Нилус рассказал в 1909 г. посетившему его А. дю Шайла. Близкий знакомый Ю. Глинки, А. Сухотин, передал рукопись «Протоколов сионских мудрецов» своему другу Ф. Степанову. В 1927 г. Степанов рассказал, что сначала он отпечатал 100 экземпляров «Протоколов сионских мудрецов» на гектографе, а затем, в 1897 г., в одной из типографий Тульской губернии (без обозначения времени и места издания). От Сухотина же копии рукописи «Протоколов сионских мудрецов» получили Нилус и Бутми. Малотиражное издание Степанова прошло незамеченным, но публикации Бутми и особенно Нилуса получили со временем мировую известность.
Версия Нилуса (с его предисловием) впервые была опубликована в петербургской газете «Знамя» (28 августа - 7 сентября 1903 г.) известным черносотенцем, подстрекателем Кишиневского погрома П. Крушеваном под названием «Программа завоевания мира евреями». Осенью 1905 г. одновременно вышли в свет два издания «Протоколов сионских мудрецов»: в составе книги Нилуса «Великое в малом, или Антихрист как близкая политическая возможность», излагающей историю его «духовных поисков», и в книге Бутми «Обличительные речи. Враги рода человеческого» (2-е изд., 1906). В предисловии ко второму изданию указана дата «перевода» рукописи - 9 декабря 1901 г.; в примечании от имени переводчика говорится, что протоколы подписаны сионскими представителями, которых не надо смешивать с сионистами, однако издатель это примечание оспаривает. В 1911 г. выходит новое издание книги Нилуса под названием «Великое в малом. Близ грядущий Антихрист и царство диавола на земле». В предисловии издатель сообщает, что получил рукопись в 1901 г., и допускает мысль о недостоверности «Протоколов сионских мудрецов»: «Меня могут, пожалуй, упрекнуть - и справедливо - в апокрифичности представляемого документа». В 1917 г. Нилус вновь издал свою книгу под названием «Близ есть, при дверех», где объявил, что он получил рукопись «Протоколов сионских мудрецов» от А. Сухотина и что некие (не названные по имени) евреи подтвердили: протоколы - подлинный план завоевания мира.
Несмотря на усилия фанатиков, «Протоколы сионских мудрецов» не нашли широкой поддержки в русском обществе. Даже такой лидер черносотенцев, как публицист «Нового времени» М. Меньшиков, которого Ю. Глинка в 1902 г. пыталась уверить, что «Протоколы» действительно похищены ею из «еврейской столицы» Ниццы, отвернулся от неуклюжей подделки.
Распространители «Протоколов сионских мудрецов» не сумели заручиться и поддержкой двора. Когда деятели правого лагеря предложили проект широкого использования «Протоколов сионских мудрецов» для политической борьбы, председатель совета министров П. Столыпин велел провести секретное расследование и доложил императору о результатах, не оставлявших сомнений в подлоге. Николай II написал на проекте: "Оставьте «Протоколы». Нельзя делать дело грязными методами". Отрицательное отношение властей России к «Протоколам сионских мудрецов» проявлялось жестко: никаких ссылок на фальшивку не допускалось даже во время подготовки процесса М. Бейлиса.
«Протоколы сионских мудрецов» нашли некоторый отклик лишь в узких кругах: есть ссылка на книгу Нилуса в диссертации П. Флоренского; подлинность «Протоколов сионских мудрецов» отстаивал архиепископ вологодский Никон; в художественной литературе «антимасонскую» традицию поддержала Е. Шабельская своими романами, где речи персонажей повторяют монологи «Протоколов».
В 1918 г. убийство революционными властями России царской семьи вызвало волну массового интереса к антисемитской фальшивке. Издания «Протоколов сионских мудрецов» появились в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Харькове; к распространению их в белых армиях приложил руку известный антисемит В. Пуришкевич, служивший в отделе пропаганды Добровольческой армии. По свидетельству М. Новомейского и некоторых других, «заговор» стал бредовой идеей администрации А. Колчака: новые издания «Протоколов» появились в Омске, Иркутске, Владивостоке, Хабаровске. В белогвардейской печати также публиковался в разных вариантах «документ Цундера» (новая версия «письма Кремье»), найденный якобы среди бумаг командира Красной армии. Пропаганда «Протоколов сионских мудрецов» и других фальшивок в белых армиях и войсках С. Петлюры спровоцировала жесточайшие погромы с невиданным прежде числом жертв.
После победы большевиков распространение «Протоколов сионских мудрецов» в России было запрещено, они имели хождение лишь в некоторых кругах националистического антисоветского подполья.
В Европе завезенные белой эмиграцией «Протоколы сионских мудрецов» сыграли зловещую роль в становлении идеологии правых движений, особенно национал-социализма в Германии. Российское черносотенство объединил с нацизмом А. Розенберг, который приехал в конце 1918 г. из России в Германию, где стал официальным идеологом и философом нацистской партии. В 1923 г. А. Гитлер назначил Розенберга на пост главного редактора газеты «Фолькишер беобахтер», в которой Розенберг опубликовал «Протоколы сионских мудрецов», а затем активно содействовал их миллионным изданиям на немецком и других языках. (Первый перевод «Протоколов сионских мудрецов» на немецкий язык под псевдоним Готтфрид цур Беек издал в 1919 г. Мюллер фон Хаузен; второй - в 1920 г. осуществил Т. Фрич.) Пропаганда, поднятая нацистами в связи с «Протоколами сионских мудрецов», вызвала широкую антиеврейскую истерию и спровоцировала убийство В. Ратенау, которого объявили одним из «сионских мудрецов».
Трудно переоценить роль «Протоколов сионских мудрецов» в разработке планов «окончательного решения» еврейского вопроса (см. Катастрофа). Но несомненно их влияние и на основы идеологии нацизма: Гитлер и его окружение приняли как откровение начертанный в «Протоколах сионских мудрецов» абсурдный план заговора с целью достижения господства над миром и попытались его реализовать.
В Англии первый перевод «Протоколов сионских мудрецов» был опубликован в 1920 г. и выдержал пять изданий. В 1921 г. корреспондент лондонской газеты «Морнинг пост» В. Мароден выпустил новый перевод, также несколько раз переизданный. И в «Морнинг пост», и в «Таймс» появились статьи, утверждавшие подлинность «Протоколов сионских мудрецов». В 1920 г. в Бостоне (США) «Протоколы сионских мудрецов» были опубликованы на средства автомобильного короля Г. Форда тиражом в полмиллиона экземпляров; их пропагандировала также издававшаяся массовым тиражом его газета «Дирборн индепендент». Мировое распространение получила книга Форда «Международное еврейство», развивавшая идею заговора.
Во Франции с 1920 г. также публикуются разные переводы «Протоколов сионских мудрецов». В течение 1920-х гг. и особенно начиная с 1933 г., появились и широко рекламировались переводы «Протоколов сионских мудрецов» (на средства Германии) на польский, шведский, датский, финский, итальянский, венгерский, японский, арабский и другие языки.
4. Разоблачение фальшивки. Вакханалия вокруг «Протоколов сионских мудрецов» обеспокоила и еврейские, и либеральные круги Европы и Америки; с протестами против распространения фальшивки и с разоблачениями выступили демократические круги русской эмиграции. В 1921 г. корреспондент лондонской газеты «Таймс» в Стамбуле Ф. Грейвс обнаружил основной источник плагиата - трактат Жоли «Диалог в аду». Сопоставление текстов «Диалога» и «Протоколов сионских мудрецов» на страницах «Таймс», еще недавно рекламировавшей «Протоколы сионских мудрецов», наглядно показало технику их изготовления. В 1921 г. журнал «Американ хибру» опубликовал интервью с княгиней Радзивилл и Хенриеттой Херблет. В 1920-30-х гг. за границей появились на русском языке статьи и книги П. Милюкова, А. Карташева, Ю. Делевского, Г. Слиозберга, В. Бурцева, подробно исследовавшие историю фальшивки; решительно осудил ее философ Н. Бердяев. Во Франции против распространения «Протоколов сионских мудрецов» выступил Т. Рейнак, в Англии - Л. Вольф. Против «Протоколов сионских мудрецов» организованно выступили США, получившее поддержку общественности; протест был подписан В. Вильсоном, Т. Рузвельтом и лидерами страны. Журналист Х. Бернстайн (1876-1935) и финансист А. Шапира возбудили судебные иски против Форда по обвинению в клевете и нанесению морального ущерба еврейской общине США; в 1927 г. Форд был вынужден заплатить штраф Бернстайну. Он принес извинения евреям страны в письме на имя Л. Маршалла и объявил об изъятии и запрете на переиздание книги «Международное еврейство» (что, впрочем, не помешало выходу ее огромными тиражами в нацистской Германии). Еще больший резонанс вызвали три заседания суда в Берне (ноябрь 1933 г. - май 1935 г.), рассмотревшего иск еврейских общин Швейцарии против местных нацистов, которые распространяли «Протоколы сионских мудрецов». Суд, заслушав аргументы обеих сторон, рассмотрел вопрос о подлинности «Протоколов сионских мудрецов» и объявил их «подделкой, плагиатом и бессмыслицей»; нацисты Швейцарии были приговорены к штрафу. Верховный суд в Берне в октябре 1937 г. отклонил кассационную жалобу обвиняемых нацистов.
5. Массовое распространение «Протоколов сионских мудрецов». Судебные разбирательства в США и Швейцарии сумели остановить дальнейшее распространение «Протоколов сионских мудрецов» в демократических странах. Тем не менее антисемиты продолжали переиздавать «Протоколы сионских мудрецов», переводить их на другие языки. Усилилась тенденция связывать создание «Протоколов сионских мудрецов» с сионистским движением. Авторство монологов приписывалось Т. Герцлю, М. Нордау, а чаще всего - Ахад-ха-Аму. В Германии распространение «Протоколов сионских мудрецов» было поставлено на уровень государственной задачи после захвата власти нацистами; с 1934 г. по 1945 г. «Протоколы сионских мудрецов» изучались во всех школах страны. Была создана специальная служба «Вельтдинст» для издания антисемитских листков, в которых, среди прочего, публиковались «Протоколы сионских мудрецов» на всех европейских языках. «Протоколы сионских мудрецов», изданные огромными тиражами, внедрялись немецкими оккупантами в сознание покоренных народов. Распространением «Протоколов сионских мудрецов» занимался и отдел пропаганды так называемой Русской освободительной армии генерала А. Власова.
После разгрома Германии и ее союзников мировая общественность узнала правду о Катастрофе. Нюрнбергский процесс (процессы над военными преступниками) осудил практику нацистского геноцида. Публикации «Протоколов сионских мудрецов» были приостановлены. Однако вскоре распространением «Протоколов сионских мудрецов» занялись арабские националисты, заинтересованные в дискредитации сионизма. В Египте, Сирии, Саудовской Аравии и других странах ислама «Протоколы сионских мудрецов» неоднократно переиздаются. Идеи еврейского заговора появились и в коммунистических странах в конце 1940-х - начале 1950-х гг., когда начались преследования еврейской интеллигенции («Космополиты», "дело врачей", "процесс Сланского"), однако сама фальшивка не была тогда пущена в ход. Впрочем, в 1968 г. «Протоколы сионских мудрецов» открыто продавались в Польше в костелах, а вскоре в Советском Союзе вновь выплыла идея о «тысячелетнем заговоре» евреев - в книге Ю. Иванова «Осторожно, сионизм!» (М., 1969). С этого времени борьба с «сионизмом», трактуемом в духе «Протоколов сионских мудрецов» как всемирный заговор, стала одним из важнейших направлений в советской пропаганде. Нападки на масонов появились в работах историков Н. Яковлева, О. Михайлова, В. Пигалева и других; тему «жидомасонского заговора» развивали беллетристы И. Шевцов и В. Пикуль. Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 1975 г., объявившая сионизм формой расизма и расовой дискриминации, основана на представлениях, получивших широкое хождение благодаря «Протоколам сионских мудрецов». Инициаторами резолюции были исламские страны, где «Протоколы сионских мудрецов» стали частью официальной идеологии; их активно поддержали коммунистические государства, в которых идеи «Протоколов сионских мудрецов» вошли в официальную пропаганду «с черного хода».
6. «Протоколы сионских мудрецов» в конце 20 в. Политический кризис, приведший к краху коммунистической системы, вызвал волну антисемитизма на востоке Европы. Еще в 1970-х гг. в антисемитских кругах Советского Союза распространялась изданная в Париже книга В. Емельянова «Десионизация», обильно цитирующая «Протоколы сионских мудрецов» и сеющая мистический ужас перед евреями. С начала 1980-х гг. в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Новосибирске, Свердловске (Екатеринбурге) и Минске лекторы «патриотических» обществ «Память» и «Отечество» читали избранные отрывки из «Протоколов сионских мудрецов» и сопровождали их комментариями, провокационно сопоставляя страшные реалии большевистской истории России с предсказаниями «мудрецов». В рамках антисемитского самиздата появилась новая фальшивка «Катехизис советского еврея» с традиционным образом еврея - злобного врага русского народа. Заново переизданные «Протоколы сионских мудрецов» свободно распространялись в период перестройки в России, Белоруссии и других республиках. Перепечатки появляются и в периодической печати, сопровождаемые антисемитскими карикатурами. Интерес к «Протоколам сионских мудрецов» подогревался «респектабельными» органами массовой информации правых сил (журналы «Молодая гвардия», «Наш современник», литературные передачи Центрального телевидения), где заново дискутировался давно решенный вопрос о подлинности «Протоколов сионских мудрецов» и намекалось, что расстрел царской семьи в 1918 г. и геноцид крестьянства в 1929-1930-х гг. - это «ритуальные убийства», проведенные в соответствии с планами «Протоколов сионских мудрецов». Большими тиражами распространяются переводы «Протоколов сионских мудрецов» в странах Восточной Европы; беспокойство еврейских и нееврейских демократических кругов вызвали новые их публикации в Венгрии и Румынии. Осуществляются переиздания фальшивки и в странах ислама. Бесспорным отражением мифа, изложенного в «Протоколах сионских мудрецов», явилось высказывание президента Ирака С. Хусейна в октябре 1991 г.
«Протоколы сионских мудрецов» не забыты и в странах с демократическим режимом. Так, в США их идеи используют некоторые руководители негритянских движений, в частности «черные мусульмане».
Источник:
http://www.eleven.co.il/print.php?id=13337