Оригинал взят у
mudraya_ptica в
про Аттиса, Митру и других-3Про фригийские колпаки понять что-нибудь довольно сложно.
Мраморный вотивный рельеф, посвященный богине Бендис, фракийской богине сродни греческой Артемиде. К Бендис, стоящей справа, приближается группа смертных почитателей, восемь голых атлетов во главе с двумя бородатыми и задрапированными чиновниками, возможно, тренером и спонсором. Первый чиновник несет факел и это идентифицирует спортсменов как членов эстафетной команды.
400BC-375BC (circa). Excavated/Findspot: Piraeus, Probably from the area of a sanctuary of Bendis, on the south-west slope of the Mounychia Hill (said to be from).
взято из
вики, ссылка на
Бм Как символ свободы в древне-риме использовался пилос или пилеус. С самим пилосом тоже есть некая путаница.
Вики-ру содержит под именем пилос статью о шлемах, хотя и не отрицает шляпно-войлочного происхождения слова "Полуконическая закругленная бронзовая шапка (др.-греч. πῖλος - шляпа из войлока) не требует больших усилий при изготовлении". Другие вики, в том числе и вики-а называют параллельные статьи Пилеус (Pileus), пишут там про шапки, но картинки со шлемами в вики-а подписаны как pilos, в отличие от собственно шапок, которые pileus (pilleus). Вроде бы пилос это по гречески, а пилеус на латыни, но как отличить металлический шлем от войлочной шапки, не сообщается.
Вики-нем считает, что греко-римские пилосы произошли изначально из Малой Азии, их носили известные герои - Одиссей, Гефест, Харон и Диоскуры, но в основном, моряки, рыбаки и ремесленники. Французы тупо перепутали пилос-пилеус с фригийским колпаком и сделали его символом свободы (от чего?). А вот христианское духовенство ничего не перепутало и взяло на вооружение именно пилеусы, по аналогии с рыбаками (пилеолусы, скорее).
Виик-а которая как всегда хоть чуть-чуть, но подробнее всех прочих, сообщает про варианты пилоса, хотя вместо Малой Азии туманно говорит про "прилегающие регионы", лишая их первородства.
"Греческий πιλίδιον (pilidion) и латинской pilleolus были меньшие версии, похожие на тюбетейки"
"Во время классического возрождения 18-го и 19-го века в Европе были широко спутаны с фригийским колпаком (аналогичной конической шапкой, но более мягкой и загнутой вперед), который, в свою очередь, часто выступает в скульптуре и геральдических эмблемах, как liberty cap (шапка свободы)."
Особенно восхитительна невинная фраза, уточняющая источник сведений про римских рабов и шапку: "Один из словарей классической древности 19-го века гласит".
Про сам фри-колпак написано гораздо больше слов.
Носили его как во Фригии, так и в Дакии, и на Балканах, и еще где ни попадя.
Между прочим,
по сведениям Геродота, Фригию заселил народ бригов и приплыли они на них же, пришедший с Балкан. А Страбон сообщает, что это была группа народов: "The classical historian Strabo groups Phrygians, Mygdones, Mysians, Bebryces and Bithynians together as peoples that migrated to Anatolia from the Balkans"
Были ли они уже тогда в моряцко-рыбацких колпаках, не уточняется)))
Фраза из
вики-ру про колпак мне тоже приглянулась:
"Фриги́йский колпа́к (также фракийский) - высокий головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор - символ свободы"
Особенным упоминанием Париса-Парижа, красным цветом и якобинцами.
С красным цветом, правда не очень ясно, когда он появился.
"Ни фригийский колпак, ни pileus не были обязательно красными. Почему колпак как символ революции (bonnet rouge) приобрёл этот цвет, точно не известно. Очевидно, некоторое время он был головным убором каторжников на галерах (запрещён для ношения ими декретом 23 сентября 1793)."
Дальнейшая история излагается короче краткого
"Фригийский (фракийский) колпак можно часто встретить в символике Соединенных Штатов Америки. Также изображён на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии и Колумбии."
А ну еще некая параллель присутствует
"На монете Брута после убийства Цезаря pileus изображен на реверсе между двух клинков. Это изображение повторено на медали Лоренцаччо после убийства Джулиано Медичи в 1478 году. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов."
Про знамя для римских рабов известно, видимо, из того же словаря 19 века. А вот про чудесную параллельку Юлия-Джулиано ничего не говорится больше, и вики-а о нем молчит, так что неизвестно, правда ли это.
Вики-а нам немножко все разъяснит про другое:
Аттис носил колпак, потому что из Фригии, потом колпаки носили другие негреки - Парис, Эней, Ганимед, Орфей, Эрос из Беотии и другие варвары типа скифов. Шлемы в виде колпаков тоже делали, но на древних изображениях трудно отличить фригийскую каску от фригийского же колпака. Во времна римлян варвары продолжали носить колпаки, но функции колпаков в римском митраизме неизвестны. (Трех волхвов в красных шапочках из Равенны, обычно везде упоминаемых, я упоминать не буду, пребывая в уверенности в их крайне позднем происхождении (после изучения истории и художественного наследия этого чудесного города)).
После ликвидации Цезаря Брут со товарищи сделали пилос символом рес-публики, что с энтузиазмом было подхвачено революционными французскими массами через пару тысяч лет, хотя за это время знания о головных уборах были утрачены и получился фри-колпак вместо бруто-шапки.
За сто лет до этой революции, во Франции, в смысле в Бретани, случился еще один бунт (anti-tax and anti-nobility Stamp-Paper revolt), известный как восстание bonnets rouges, где форма боннетов не имела значения, а только цвет, хотя повстанцы носили и красные, и синие шапки. В 1790 году красный ошибочный колпак впервые зарегистрирован в качестве священного символа французской свободы. В 1814 году его запретили, в 1830 ввели снова.
Дальше вики-а плавно переходит к Соединенным Штатам и сообщает, что "незадолго до американской войны за независимость от Великобритании, символ республиканизма и антимонархических настроений вновь появился (reappeared) в Соединенных Штатах, как головной убор Колумбии, которая в свою очередь визуализировалась как богиня, как женская национальная персонификация Соединенных Штатов и самой свободы. Колпак вновь появляется в связи с Columbia в первые годы республики, например, на аверсе of the 1785 Immune Columbia pattern coin, которая показывает богиню с шлемом, сидящую на земном шаре, держа в правой руке свернутый американский флаг, увенчанный liberty cap".
После этого куча латиноамериканских стран приняла колпаки на вооружение в виде многочисленных геральдических символов для всего. Точное время появления колпака у каждой страны я искать не стала.
Откуда вновь появился красный колпак у заокеанских штатов, я не поняла. А когда он был не вновь? Дежавю, ошибка в программе?)))
Голландский музей опять практически ничего не знает про фригийский колпак, в поиске находится немного Митры и один портрет.
Но в картинках, начиная с 17 века, систематически попадается Голландская Дева (
Nederlandse Maagd) с шапкой свободы на копье. Шапки, правда, все время разные, в основном с полями, иногда узкими, иногда широкими.
Так это голландцы, оказывается, бережно хранили память о римских рабах, шапках и копьях, а потом передали свои знания бретонцам и французам, перепутав рыбацко-моряцкие головные уборы?
Гол-вики в качестве левой отмазки сообщает, что нечто подобное было у "норманнов и византийцев и считалось типичным для Саксонии и англосаксов. Также неаполитанские моряки одеты в фригийский колпак."
Вики-нем считает, что приписывание колпаков саксам это ошибка переводчика, но неаполитанских моряков не оспаривает, добавляя к ним шапку венецианских дожей.
Итальянцы дожа не отрицают, добавляя к нему герб семьи Тьеполо 13 века, но игнорирует неаполитанских рыбаков.
Все как обычно, узнать ничего нельзя(((.
Картинок про колпаки много, поэтому тут будут только древние, новые в следующий раз уже.
В основном из Британского музея,
поиск по Phrygian cap, так что, по идее, все головные уборы на картинках считаются фригийскими шапками, хотя некоторые могут быть и непохожи.
Rider and his mount. Terracotta figurine with beige slip and traces of red paint, 3rd century BCE/CE. From Dhra’, Hauran, Southern Syria. Louvre Museum
вики Archaeological museum ( Piombino ). Amphore of Baratti ( 4th century AD ) - medaillon with Hermes.
вики Glass paste intaglio engraved with Orpheus seated to the right, surrounded by animals. He wears a Phrygian cap and long chiton, and plays the lyre. Behind him are two trees, one with birds in, the other with a serpent around (see BM Cat. Gem 3129). 1768 - 1805
Бм Bronze kneeling female figure(Hecuba?) wearing Phrygian cap.
Бм Bronze male figure wearing Phrygian cap; irregular depression at back; feet damaged.
БмНу и что, что не загибвется и на пирамидку похожа, фри-кэп и точка.
South Italian red figured pottery lebes gamikos.
Designs red on black ground, with white accessories. On the shoulder, wave-pattern and four knobs; a similar knob on each handle; below the handles, palmettes.
340BC-330BC. Campania (Italy)
БмВот это не лыцарь в доспехах и с крестом, а древнегрек во фри-шапке, а крест тут случайно, чисто для декору))
Pottery: red-figured pelike.
An Amazon on horseback to right, with long curls, Phrygian cap, jerkin and anaxyrides of spotted skin, and short girt striped chiton, thrusting with spear at a Gryphon rearing on its hind-legs against her horse, which also rears; her pelta, which has a notch at one corner, lies on the ground.
350BC-340BC. Attica. Excavated/Findspot: Puglia (Italy)
БмКартинка тут ради грифона)
Pottery: red-figured situla (bucket). Perseus receiving the harpe from Athene
Attributed to The Perseus and Athena Painter. 370BC (circa). Made in Puglia. Excavated/Findspot: Basilicata, Italy
БмА это шапка для дожей уже. Ну правда еще на другие похожа))
Pottery: red-figured cup. Interior, in a medallion round which is an ivy-wreath: Female head to left wearing a Phrygian cap with wave-border and lappets; in front, a tendril.
Attributed to The Jena Painter (inside only). 390BC-370BC (circa). Attica
Бм Forepart of terracotta figure of horseman with Phrygian cap and shield.
750 BC-475 BC. Cyprus. Excavated/Findspot: Amathus (Cyprus, Limassols)
Бм Terracotta figure of Eros.
2ndC BC-1stC BC. Egypt
БмПо-моему, на детскую шапку 60-х годов похожа)) И как не жарко было в шапках в Африке-то)).
Terracotta figure of Eros.
3rdC BC (likely). Eretria (Central Greece and Euboea, Euboea (island)).
Бм Bronze male figure(Paris?) wearing Phrygian cap and holding ram-head in right hand.
Бм Head of bronze figure of Mithras wearing Phrygian cap with radiating spines.
Бм Terracotta figure of an effeminate Eros in flight. 200BC (not long before). Excavated/Findspot: Tanagra (said to be from) (Greece,Boeotia,Tanagra)
Бм Mould-made pottery lamp with a level top, defined by two mouldings, extending to a wick-hole in its blunt tip
1stC-2ndC. Excavated/Findspot: Egypt (said to be from)
На задней панели поднимается стебель в виде колонны, увенчанной головой утки. Стоя на верхней части лампы и прислонившись к колонне, является фигура Амазонки (или, возможно, Athena) с овальным щитом, одетая в короткую тунику и шлем или фригийский колпак.
Бм Limestone statue of the goddess Artemis, perhaps Artemis Bendis
300BC-200BC. Excavated/Findspot: Sanctuary of Apollo (Cyprus,Pyla)
Бм