Великий эвенкийский шаман Федор Полигус: Фото 1901 года.
На вопрос «кто такой шаман?» современный человек без долгих раздумий ответит: «колдун, знахарь, целитель».
Википедия даёт более развёрнутое определение: «Шаман - согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.
Шаманизму посвящены многочисленные исследования и прозаические сочинения. Тема сверхъестественного всегда интересна людям.
А что означает слово «шаман»? Из какого языка и когда оно появилось?
Большая советская энциклопедия (без ссылки на источник) предполагает эвенкийское происхождение: «Шаман (эвенкийск. - возбуждённый исступлённый человек)».
Н.А.Алексеев в монографии «Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования) (Новосибирск, 1984) пишет: «Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са - «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана:
эвенки, нанайцы и маньчжуры (старое название тунгусы) - саман, шаман
саха (якуты) - ойуун
ненцыв - тадебей
буряты - боо
чуваший (сувар)- ырамащ
кеты - сенин
алтайцы- кам
эскимосы - ангакок, эненылин
От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной.
В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь. Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется».
А.А. Бурыкин в книге «Шаманы те, кому служат духи» (Санкт-Петербург, 2007) дополняет и уточняет: «Само слово шаман, вошло во все европейские языки из русского языка. В русский язык слово шаман попало в первой половине XVII века из языка эвенков, причём из тех его диалектов, в которых переднеязычный щелевой согласный с звучит как русский согласный ш. Разные диалектные группы эвенков называют своего шамана саман, шаман, или химан. История этого слова в эвенкийском языке и других тунгусо-маньчжурских языках неизвестна: к эвенкийской глагольной основе са - “знать” - оно не имеет никакого отношения.
Одни учёные в своих попытках объяснить его происхождение сравнивали его с древнеиндийским словом шрамана - “слушающий”, другие усматривали в нём связь с названием сомы - священного напитка древних иранцев; напрашивается сравнение этого слова с названием религиозных проповедников самана - это слово встречается в широко известном романе Г.Гессе ‘Сиддхартха’. Возможно, что это тунгусо-маньчжурское слово связано по происхождению с ненецким словом самбана - названием одной из категорий шаманов у ненцев и энцев ».
Неизвестность гнетёт. Попытки автора этих строк поискать возможные этимологии слова в других языках успехом не увенчались. Пришлось подвергнуть ревизии «древнеиндийскую» версию.
Помимо указанных А. А. Бурыкиным слов «шрамана» и «сома» в санскрите имеются и другие, отражающие суть шаманизма. Такие, например, как
Шамбари - «волшебство»
Шаматха - «успокоение ума»
Шамах - «спокойствие».
И, наконец, не требующее адаптации слово ШАМАНА - «усмиряющий, успокаивающий».
Поскольку шаманы для своих соплеменников являются настоящими волшебниками и психотерапевтами, помогающими, в том, числе и в чрезвычайных, кризисных ситуациях и состояниях, то все приведённые выше значения в значительной мере отражают роль шаманов в жизни родных для них племён.
Как это слово попало в язык эвенков?
В.М.Дёмин в книге «От Ариев к русичам» приводит гипотезу происхождения эвенов: «После победы над турками-сельджуками на Катванской равнине в 1141 году и подчинения среднеазиатских городов, казалось бы можно было передохнуть. Но в это время на востоке поднялась новая большая угроза. Эта угроза исходила от чжурчженей. Чжурчжени - народ подобный римлянам. Этот народ возник на базе роста числа изгоев из славяно-арийского народа киданей.
В книге О.Гусева «Белый конь апокалипсиса» описываются эвены - народ, сохранившийся в Приамурье до настоящего времени, и имеющий явно арийской происхождение. Предками эвенов были кидани, которые вначале создали родовую федерацию, а после захвата некоторых китайских земель империю Ляо».
Что ж, кидани - потомки протоиндоевропейцев (арьев) МОГЛИ передать родным по крови и языку эвенам некоторые сакральные знания прошлого и термин «шаман», как их часть.
Каким образом происходила передача таких знаний представителям северных и сибирских народов можно только предполагать, но одним из средств или каналов получения информации был (может быть, остаётся?) путь Сейда.
Источник
Шаман. История, этимология слова.