Базилика Santa Maria degli Angeli e dei Martiri, посвящённая Богородице, Ангелам и Мученикам в Риме, на площади Республики, на Виминальском холме (лат. collis Viminalis, букв. «ивовый холм»)
Имена «Ангелов и Мучеников” или “ангелов-мучеников” не упоминаются в названии, но полагают что это некий древний культ "Семи? Ангелов или Angelic Princes" Семь звёздных архангелов, настоящие имена которых неизвестны, не упоминаются или запрещены в католичестве. В христианстве так же используются подставные имена это: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Саальфиил, Иегудиил и Варахиил.
1. Михаил (Альдебаран) Страж Востока.
2. Габриэль (Фомальгаут) Страж Юга.
3. Рафаэль (Регулус) Страж Севера.
4. Уриил = Ориэль/Ариэль (Антарес) Страж Запада.
Базилика была построена на месте античных руин, терм Диоклетиана, предположительно, по проекту Микеланджело. Строительство было завершено после его смерти, в 1566 году.
Церковь несколько раз перестраивалась после 1700 года: был достроен фасад, в начале XX века он был разобран. Сейчас фасадом служит часть экседры кальдария (помещения для горячих ванн). Пол здания был поднят на 2 метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод. Основное помещение расположено во фригидарии (помещение для холодных ванн) или в тепидариуме. Тепидарий, тепидариум (лат. tepidarium - тёплая комната) - тёплая сухая комната в классических римских термах, предназначенная для (предварительного) разогрева тела (tepide [tepidus] тепло).
Согласно версии историков виновными в нарушении функционирования римских терм были готы, германцы и англо-саксы:
«Термальные ванны были ориентированы на юго-запад, так что солнечная энергия нагревала кальдарий, не влияя на фригидарий. Термами Диоклетиана пользовались до 537 года (DXXXVII) пока готы не прервали поток воды из акведуков.
В зале были бассейны с горячей водой, часто располагавшиеся вдоль стен. Пол и стены обогревались горячим воздухом, который обеспечивался гипокаустом. Гипокауст представлял собой печь, обычно расположенную за пределами отапливаемого помещения, которая имела систему каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания. С упадком Римской империи, гипокауст быстро вышел из употребления в периферийных северных провинциях. К примеру, в Британии романо-британская культура, знавшая гипокауст, быстро пришла в упадок под натиском германцев и англо-саксов, вытеснивших романизированное кельтское население на периферию острова. Неудивительно, что британские дома не знали центральной системы отопления в период между концом V века и концом XIX века”.
Чем отапливали печи в зимнее время (чтобы прогреть массивное помещение и воду в бассейнах) ... дровами? Откуда столько лесов дров на Аппенинском полуострове...
Диоклетиан при рождении именовался Диокл DCL. Он был провозглашен императором 20 ноября 284 года, но летосчисление велось от начала его правления 29 августа 284 года н. э. (лат. Anno Diocletiani).
Период его правления называют эрой «мучеников» (лат. Anno martyrum). «Колоссальные термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах”.
Этот термин использовался не только астрологами при составлении гороскопов, но и александрийскими епископами при расчётах дат празднования христианской Пасхи.
Термы Диоклетиана
Согласно вышеописанным историческим событиям получается следующая хронология:
Жил- был некий Диоклетиан в 294 - 305 гг нашей эры.
В истории он прославился тем, что строил бани /термы и был жестоким гонителем христиан.
В 16 веке христиане, в отместку за гонения, на месте терм строят храм... который постоянно перестраивают вплоть до начала XX века.
Что происходило со строениями на протяжении 1200 лет неизвестно, но можно позавидовать качеству кирпичных построек и поразительной долговечности водопровода, построенном на “ивовом холме".
Корни и трубы :
Кстати где находилась водонапорная башня для терм, .. или бани стояли на подземных природных термальных источниках ?
Считается, что перестройку терм в базилику начал папа Pius IV (был папой с 25 декабря 1559 г. до своей смерти в 1565г ), в миру известный как Иван Ангел Медиана , Иоанн Креститель , Джованни Анджело Медичи.
Базили́ка (βασιλική - «дом базилевса, царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов. Латинское слово basilica происходит от греческого βασιλικὴ στοά (basilikè stoá), " базовая штольня царская дорожка".
При перестройке терм Михаил Ангел родом из Бонна Микеланджело Буонарроти приспосабливал оставшейся структуры терм, обнося их стенами. Основу храма формирует греческий (равносторонний) крест.
Перпендикулярно нефу идёт доминирующий трансепт, с кубическими часовнями на каждом конце.
Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда перегородка») - поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом.
saepta saeptōrum n. [saepio]
- ограда на форуме или на Марсовом поле для предвыборных собраний комициев
- плотина, запруда (шлюза)
Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания. Трансепты возникли в раннехристианских храмах, когда с усложнением обрядов возникла потребность в увеличении пространства перед алтарём и апсидой. Использование одного или двух поперечных нефов преобразило план храмов в латинский крест (в православный крест в православных храмах). Трансепт пересекает центральный или продольные нефы, образуя средокрестие - пространство, над которым система подпружных арок удерживает купол, шпиль, тибуриум или башню
Позднее, в 1750 году (спустя 200 лет!) строительство базилики производилось под руководством архитектора Луиджи Ванвителли Lodewijk van Wittel. (Его сын Карл ван Виттель тоже был архитектором и инженером Carlo Vanvitelli 1739-1821)
Луиджи ван Вителли украсил скромный интерьер в соответствии со стилем того времени и был ответственным за перевозку в Санта Мария де Лос Ангелес алтаря из базилики Святого Петра в Ватикане, где они были заменены копиями, выполненными в мозаике (им угрожала влага). С перевозкой алтарных икон базилика была преобразована в богатую пинакотеку с произведениями авторов 16 - 18 вв (πίναξ - доска, картина и θήκη - хранилище).
В начале 18-го века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу (это единая специализация!) Франческо Бьянкини построить линию ВЕЛИКОГО солнечного меридиана, внутри базилики. Солнечный меридиан или аналемма было завершена в 1702 году.
Постройка обьекта имела три цели:
- проверить точность григорианской реформы календаря,
- создать инструмент для точного предсказания Пасхи согласованный с движениями Солнца и Луны
- дать Риму собственный меридиан, такой же как и в Соборе Святого Петра (Болонья) построенным Джованни Доменико Кассини.
Базилика Святой Марии и Ангелов была выбрана по нескольким причинам: здание изначально было ориентировано на юг, высота стен позволяла на длинной линии более точно измерить продвижение солнца в течение года; древние стены давно перестали оседать в земле, гарантируя, что тщательно откалиброванные приборы наблюдения, установленные в них, не сместятся с места; и поскольку прибор он был установлен в бывших банях Диоклетиана, он символически представлял бы победу христианского календаря над более ранним языческим календарем.
«Астрономический солнечный меридиан», также называемый «Великим меридианом» - это по сути солнечные часы гигантских размеров (для более точных расчётов). Обычно их строили в защищенных местах; обсерваториях или церквях.
Великий солнечный меридиан Бьянкини расположили под трансептом храма, он были построен вдоль меридиана, на 12 ° 30 ' восточной долготы.
Система построения и принцип его работы похож на идею камеры-обскуры. Поток дневного света, попадая в щель, превращается в тонкий луч, видимый при наличии дыма или пыли (КАДИТЬ и ЧАДИТЬ нужно посильнее). Луч проходит через небольшое отверстие- гномон на южной стене храма; перфорация стены обычно двойная. Во время летнего солнцестояния солнце находится в зените, и его луч попадает на линию меридиана в точке, ближайшей к стене. Во время зимнего солнцестояния луч пересекает линию в точке, наиболее удаленной от стены. В любое равноденствие солнце касается линии между этими двумя позициями. Чем длиннее линия меридиана, тем точнее наблюдатель может рассчитать продолжительность года. Линия меридиана, построенная в данной базилике, имеет длину 45 метров, она сделана из бронзы, закованной в желто-белый мрамор.
В дополнение к солнечному меридиану,
Бьянкини также добавил отверстия в потолке, чтобы отмечать прохождение звезд (Polaris, Arcturus и Sirius). Звезды через это отверстие наблюдались при помощи стационарного телескопа, чтобы определять их точное right ascensions - прямое восхождение и declinations - склонение.
Современная линия меридиана была восстановлена в 2002 году, к юбилею трехсотлетия его строительства, и является действующёй сегодня. За несколько столетий исходные параметры слегка сместились. По клику полная статья с обьяснениями и измерениями
Measuring the position of the center of the Sun at the Clementine Gnomon of Santa Maria degli Angeli in Rome Диоклетиан или Диокл DCL - DECLINATIO (наклонение, склонение)
de- (“down”) + clīnō ( склоняться) + -tiō. Ancient Greek ἔγκλισις (enklínō, “to incline”)
Declination (δ) или Απόκλιση в астрономии - одна из двух координат экваториальной системы координат. Равняется угловому расстоянию на небесной сфере от плоскости небесного экватора до светила и обычно выражается в градусах, минутах и секундах дуги.
Гномон в
Базилике Сан-Петронио (итал. La Basilica di San Petronio) в Болонье. (2) Начерченный Джованни Кассини план базилики Сан-Петронио,на котором виден меридиан (3) Дизайн меридиана
Здесь список архитектурных сооружений где можно найти
Великие солнечные меридианы - Grandes meridianas Иллюстрации солнечных часов и Великих солнечных меридианов
по ссылке ещё иллюстрации 1. Horloge, cadrans et méridienne à Parme (1828).
2. Méridienne de facture arabe, à fonction calendaire, Tunis, 1876
3. Для сравнения зодиак «с полуодетой Нут». Фигура Нут имеет форму аналемы - солнечных часов
(1) Le gnomon-méridienne de Guo Shoujing, ca. 1275.
В храмах функцию солнечных часов и гномона также несёт тамбур Tambor или Световой барабан.
Бараба́н - цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми узкими световыми окнами. В древнерусской традиции барабан назывался «шея».
Астрономическое выравнивание Базилики Санта-Мария-дельи-Анджели и церкви Сан-Бартоломе-де-Усеро
(Hermitage of San Bartolome de San Juan de Otero) Как видно из вышеприведённых схем Великий меридиан или линия солнцестояния проходит слегка диагонально через трансептум, входя через одно из рёбер/ граней строения или через «камень во главе угла».
Гномон церкви Сен-Сюльпис (фр. l'église Saint-Sulpice)
Гномон Сен-Сюльпис охватывают ширину трансепта церкви. Великий меридиан Сен-Сюльпис немного не совпадает с парижским меридианом, расположеным в нескольких сотнях метров к востоку и проходит через Парижскую обсерваторию.
Парижский меридиан, использовался как нулевой до того, как в 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан.
Церковь Сен-Сюльпис фигурирует в книге Дэна Брауна Код да Винчи. Именно там последователь «Опус Деи» - альбинос Сайлас - искал краеугольный камень.
Краеугольный камень - первый камень, который кладут в основание строения, принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, где в основном использовалось как метафора.
Попытайтесь найти на этой карте Симона бар Иона по призвищу Пётр (Кифа).