Метаморфозы танца Саломеи. Часть 1.

Dec 25, 2017 02:08



Все помнят, как умер Иоанн Креститель?
На пире, в честь дня рождения Ирода перед ним танцевала падчерица - царевна Саломея, дочь Иродиады. И танцевала так, что Ирод поклялся исполнить любую ее просьбу. Правда, в Новом завете имени Саломеи нет, но зато есть подробное описание греха Иродиады и Ирода. А обличительные слова Иоанна Крестителя стали причиной ненависти Иродиады и казни Иоанна.
В Библии нет иназвания танца, который танцевала Саломея, но сейчас её танец прочно ассоциируется с Танцем Семи Вуалей ( “танец с семью покрывалами”) В танце снимается одно покрывало за другим и в конце танцовщица должна остаться обнаженной.
Саломея - идумейская принцесса (греч. Ἰδουμαία, ивр. ‏אֱדוֹם‏‎, Эдо́м), незамужняя дочь царицы и падчерица царя. Могла ли принцесса публично станцевать стриптиз?
Образ Саломеи, как образ «роковой» женщины (её возраст неизвестен), был крайне притягателен для художников. Вот как изображают её танец:

В стиле “танца с семью покрывалами”.








Просто пляски. Если бы не голова Иоанна, было бы сложно понять что это Идумея.











Одно из самых крупых полотен иллюстрирующее Пир Ирода и обезглавливание Иоанна Предтечи (размер полотна 280 x 952 cm) выставлено в Музее Прадо, в Мадриде. Бартоломей/Варфаломей Стробель, 1630-1633.
Присмотритесь к образу идумейской принцессы тема сисек обнаженной груди повторяется.






Саломея (ивр. Шломит) - иудейская царевна, дочь Иродиады и Ирода Боэта, падчерица Ирода Антипы Antipater (Ἡρῴδης Ἀντίπατρος); впоследствии царица Халкиды и Малой Армении. Один из персонажей Нового Завета (однако там она упомянута лишь как дочь Иродиады Мф. 14:6).
Сохранились монеты с её изображением, датируемые 56-57 гг. На лицевой стороне монет изображён её муж Аристобул Халкидский с подписью ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ («царя Аристобула»), на обратной - Саломея с подписью ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ («царицы Саломеи»).

Монеты с изображением Саломеи и её мужа Аристобула... Странно, но я вижу двух Соломонов два мужских профиля




В книге польского библеиста Зенона Косидовского "Сказания евангелистов" написано, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей. "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его". (З.Косидовский "Сказания библеистов",М.1981,стр.180-181).

Этой легенды нет ни у Иоанна, ни у Луки, а только у Марка и Матвея . Иоанн- согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.
Так что же пишут о смерти Иоанна Предтечи-Продоромо первоисточники?

Марк 6:22
Русская 1982 Библия
Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
Греческй 22. και εισήλθεν η θυγάτηρ αυτής της Ηρωδιάδος και εχόρευσε και ήρεσεν εις τον Ηρώδην και τους συγκαθημένους, είπεν ο βασιλεύς προς το κοράσιον· Ζήτησόν με ό,τι αν θέλης, και θέλω σοι δώσει.
(Κατά Μάρκον 6:22)

Дочь θυγάτηρ-θυγατρὸς thugatros - дщерь θυγατέρα -дочка и со + γάτα гата/кат - кошка

θυγ+ατρὸς thug+ atros - atrium [ater]
- передняя, гостиная, приёмная или зал (первая комната от входа в дом)
- передний зал в храме
- поэт. тж. pl. обиталище, жилище ; дворец, чертог; атрий, в древне-италийских сельских домах
- помещение, почерневшее от копоти;

Породниться с чьей то дочерью -”открыть дверь”= связаться с другим родом

Ироды были из приличного рода Ἡρῳδιάδος, однокоренные с ηρωίδα iroída -герой/ героиня.
Из этого же рода вышли Геракл Ἡρακλῆς, Геродот Ἡρόδοτος, Герострат Ἡρόστρατος.
Возможно это геройство связяно с яростью и похождением в Ирий (Ирей, вирий, вырий, вырейв- в восточнославянской и восточнопольской мифологии древнее название рая и райского мирового дерева; мифическая страна, находящаяся на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи).

У Иродов есть связь с родом-родником и “юродством Христа ради”
Урођен -врождённый; урођеник- уроженец, местный житель, туземец (сербский) слово написано через кириллическую гервь.
Урод др.-русск. уродъ "слабоумный, юродивый", ст.-слав. ѫродъ с отрицанием ǫ от род; Сюда же цслав. ѫрожда См. рожа.
Юродство (от ст. - слав. оуродъ, юродъ - «дурак, безумный») - намеренное старание казаться глупым, безумным.
В православии юродивые - слой странствующих монахов и религиозных подвижников. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.
В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы μωραὶ» (Мф. 25:2, «Притча о десяти девах»).
Юродивый (на греческом) μωραὶ mōrai, однокоренной с μωρό môros- младенец, крошка, ребёнок; μωρολογώ разбалтывать (наивно как дитё ); латынь mōrus, a, um (греч.) -глупый, нелепый; английский moron -придурок .
Морон - «придурок/юродивый» не оттого что он сумаcшедший, а оттого что он скиталец отбившийся отставший (demorado) от своего народа, он бормочет murmura не непонятном языке.

Андрей Юродивый (или Андрей Константинопольский, Андрей Царегра́дский, греч. ̓Ανδρέας ὁ Σαλός; Andreas Salus) - известный христианский святой и юродивый.
Салюс salus - здоровый, спаситель, невредимый, целый. Вот как его изображают в иконографии (растрепанный, загорелый скиталей-отшельник). На иконе Покров Пресвятой Богородицы Андрей Юродивый справа внизу, в шкурах отшельника.







Продолжу с переводом фразы о «соблазнении» Ирода Саломеей

Плясала- ὀρχησαμένης, однокоренные όρχηση/ ὀρχέομαι -танцевать, порхать (порхеомай); ορχήστρα - оркестр; родственно άρχομαι- начинать; έρχομαι- приходить; μάχομαι - воевать Второй корень μένης связан с месяцем μήνας
Возлежать- συγκαθημένους sunanakeimenois из σύν - приставка “с- со-” и ἀνάκειμαι где ανά - еще одна приставка “в- пере- при-” и κείμαι- быть, находитяся, сидеть.

В итоге получаем, что дщерь-дверь, из геройского рода, связаного с Ирием - раем, “порхала” в определённый момент-месяц и находилась рядом с неким Героем-Юродивым.

А дальше как в сказке Царь-Герой обещает девице имущество полцарства в придачу ημισους imisous (ημι- полу-, семи-, геми-)
23. и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
6:24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
6:25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
6:26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
6:27 И тотчас, послав оруженосца (σπεκουλατωρα spekoulatora), царь повелел принести голову его.
6:28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице κορασίῳ, а девица отдала ее матери своей.

В тексте происходит метаморфоза слово “θυγάτηρ-θυγατρὸς thygátir-thygatrós” -дщерь превратилась в κορασίῳ korasion (исп. corazón -сердце)
κόρη -дочка, дочь, зеница, зрачок, кора, невестка, сноха.
Дщерь-дверь стала корой-сердцевиной и зеницей ока.

Вот как изображали танец Саломеи в средневековых манускритах и иконах
Что за лимбо-акробатика? Иконописцы полагали, что Саломея должна была выполнить некое ‘la sauterelle - сальто или кульбит.

1. Танец Саломеи. Деталь миниатюры из "Маастрихтского Часослова". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека.
2. Basilica di San Zeno Maggiore: Дверь. Танец Саломеи
4. Танец Саломеи, фреска в Монастыре Св. Иоанна, XII в.
5.El banquete de Herodes y la decapitación del Bautista, Salterio Arundel










Дополнение от spr-i-ng “По картинкам это не танец, а гандаберунда-асана. Змеюка эта Соломия”...

Конечно Змеюка, она же Иогиня-Яга за «Мальчиком» Гусей-Лебедей отправила!

По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была вынесена благочестивой служанкими и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. Имя служанок было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода некая Анна-Сусанна. Примечательно, что на иконах чаще всего присутствуют две головы Иоанна - одна это «срубленное солнце летнего солнцестояния» и «свежезамешанный колобок зимнего солнцестояния»?







image Click to view



Астрономическим кандитатом на Героя-Ирода являются созвездие царя Кефея-Цефея; он машет скипетром над гузкой лебедя, где находится голова «Мальчика» или созведие Геракла -Геркулеса, он тоже дубинкой во все стороны размахивает.

Напомню вкратце о Иоане Претдече-Пресече.

Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки. Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы Согласно Евангелию, его рождение случилось на полгода раньше Иисуса (его родственника). Дата Рождества Иоанна Предтечи была вычислена на основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом. Праздник оказался близок к летнему солнцестоянию, поскольку Рождество Христово было приурочено к зимнему. Таким образом, под знаком Христа солнце (и длина светового дня) начинает возрастать, а под знаком Иоанна - уменьшаться (аналогично словам самого Иоанна, «Ему до́лжно расти, а мне умаля́ться», Ин. 3:30).
Елисавета пожелала дать сыну указанное ангелом нетрадиционное для своей семьи имя Иоанн («Яхве (Бог) смилостивился»). В исламе, а также мандеями и бахаистами почитается под именем Яхья (Йахья), в христианских арабских церквях - под именем Юханна (Жанна-Иванна?).
Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, Иисус указал на Иоанна как на приход пророка Илии.
В иконографии образы Иоанна, пророка Илии и Андрея Юродивого очень похожи (смуглые, обросшие, лохматые в шкурах - долго жили и долго скитались, пока на верхушку горизонта взбирались).
На древних мозаиках и фресках пророк Илья предстает перед нами человеком, закутанным в плащ из плотной верблюжьей шерсти. У него густая борода ... На некоторых портретных изображениях Илия держит нож, которым он казнил около пятисот нечестивых языческих жрецов.
Илия держит нож -секатор для казни, а Иоанна Предсечу усекают 29 августа (11 сентября) на Головосек «мужик осень встречает, баба своё - бабье лето начинает». С этого дня начинали убирать репу-«Репный праздник»








Иван Постный - осени отец крестный! Иван Постный пришёл, лето красное увёл.

Возможно в старых традициях Рождество Иисуса падало на Пасху, а Усечение главы Иоанна следовало за осенним равноденствием? Кроме того, при исчислении по Солнечно-Лунному календарю в високосный год периодически добавляли добавочный 13 месяц - Созведие Змееносца. В этот год “солнечная ость поднимается высоко”, в латинском bis sextus - «второй шестой», а в английском -intercalary year, из intercalō, from inter (“посреди, между”) + calō “созывать, помещать, ставить” в календаре кол-дополнительный месяц.
Усекновение главы Иоанна Предтечи по-французски Décollation de Jean-Baptiste, а по-испански decapitación de Juan el Bautista (o degollación ). Усекают то ли cola-хвост, то ли колос, то ли голову, то ли Голем...

Продолжение следует.

Иаков- Исав, Астрология, эли-ель-эль-или-гели, символ, идол-яло-яро, Религия, Картины Средневековья, Иисус

Previous post Next post
Up