Она приехала к нам сама
Она приехала к нам сама… Икона «Иверской Божьей матери». Она знает, что на Афон немногим удается попасть. А мне бы ее и не увидеть никогда - на святую гору женщин не пускают.
О чем просить ее, если во всем полагаешься на Мудрость и Волю Бога? Если доверяешь свою жизнь в руки Господа, нет смысла давать Ему указания. Ибо не знаем, какие просьбы и желания на пользу нам, а какие во вред.
Не просить я шла, а выразить свое почтение этой Иконе.
Приход у нас небольшой. В избе, отведенной под церковь, тепло и уютно. Я не была здесь несколько лет. Все Золотое Кольцо объездила, столько мест посетила, а сюда все не успевала.
Поселок небольшой. Все друг друга знают. Поэтому нас с сыном сразу протолкнули вперед:
- Идите, приложитесь к иконе. А после службы водичку будут разливать. Так вы возьмите водички-то. Есть куда налить? Посуда про запас имеется, не беспокойтесь. Чтобы кто забыл - без водички не ушел.
Я стояла в стороне. Тепло становилось на душе. Покойно и светло. Стояла и наблюдала, как моему сыну малознакомые люди заботливо объясняли, куда нужно подойти и что сделать. Будто нас тут только и ждали.
А еще вчера была Москва. Была толпа людей в метро, суета, бешеная скорость. И все куда-то бегут, бегут, бегут. В Москве люди всегда куда-то опаздывают. Только никто не знает, куда…А идти медленно просто не возможно. Тем более остановиться. Не умеют этого люди в большом городе. И если ты вдруг остановишься в толпе - услышишь такой поток ругательств, что не остается другого выбора, как слиться с этой массой в одном ритме. И лететь в Никуда. Низачем. Навязанные цели, желания, потребности. И постоянная неудовлетворенность.
Служба закончилась. И отец Николай вышел еще раз поздравить всех с праздником и сказать напутствующие слова. Он говорил, а я понимала, что слова обращены ко мне. То есть для тех, кто здесь почти что случайно, кто не стоял службу с самого начала. Всех он видит и знает. И новопришедших не мог не заметить.
Когда подошла к кресту, спросил:
- Ты чья будешь?
Вот как вопрос задан! Так сейчас не спрашивают. Объяснила отцу Николаю, кто я - вспомнил.
Несколько лет назад интересный случай со мной произошел в этом приходе. Пришла я на исповедь после развода с мужем, а батюшка меня не причастил. Ух, разобиделась я! Всю дорогу шла и слезы катились от негодования. Взыграла гордыня « Как так! Меня -подготовленную и раскаявшуюся - батюшка не причастил! Не пойду больше». Понимала, что не права. А обида так по-свойски вошла в мое сердце, что выгнать ее не находила душевных сил.
Через неделю на руке появилась шишка. Опухоль увеличивалась. Консультации прояснили только одно: требуется хирургическое вмешательство.
Любая болезнь - это реакция на наши мысли и чувства. Начала анализировать - что сделала не так в последнее время. Словно киноленту назад отматывала. И вдруг с новой силой захлестнула затаенная обида на батюшку. Вот она причина!
Разобралась. Покаялась. Сходила к отцу Николаю - попросила прощение. Он, наверное, и не помнит об этом. Да только не прошло и недели после нашего разговора, как опухоль стала уменьшаться и исчезла совсем. С тех пор понимаю силу мыслей, чувств и их последствий.
Вспомнил меня батюшка:
- Вижу лицо знакомое, а кто - не знаю. Ты приходи почаще. Всех благ вам!
Спросила позволения сфотографировать икону. Разрешил. А то бабушки в сельских приходах ревностные - и отругать могут за произвол. Батюшку же своего они почитают. Ему никто перечить не станет. Я делала фото и мне казалось, что сама Божья Матерь разрешила мне запечатлеть ее икону.
Встала в очередь за святой водой. И на моих глазах произошло следующее:
Две пожилых женщины наливали в бутылки воду из бочек. Одна, не удержав посуду, пролила воду на пол. Ее принялись бранить:
- Серафима, не можешь делать хорошо - не делай!
Серафима развернулась и ушла. И даже после этого, замечания в ее адрес продолжались.
Еще несколько лет назад меня бы возмутило подобное поведение. Обязательно бы вырвалось:
- Ну какие же вы верующие, если в церкви ругаетесь? Человек помочь хотел, а вы так…
А теперь я стояла и размышляла над этой ситуацией иначе. Молча. И поняла, что нельзя категорично давать оценки происходящему. Тем более раздражаться. Мы все обычные люди - со своими несовершенствами, характерами, привычками, но желающие научиться преодолевать недостатки и грехи. И все мы - такие вот разные - должны находить что-то Общее в Различном. А Общее - это и есть та Божественная искра, которая заложена в каждом человеке. Тяжело пропустить Свое Божественное начало вперед Человеческого. На это вся жизнь наша положена.
Напоследок решила купить просфоры и свечи. Спросила:
- Сколько свечи стоят?
- Да сколько положишь, дочка, - ответили мне.
Редко сейчас такие порядки в храмах. Возможности у всех разные. Сегодня я покрою твои нужды, завтра ты мои. Но без свечи никто не останется. Так-то…
Вышли из храма. Неподалеку колодец. Я достаю фотоаппарат, а сын спрашивает:
- Мам, зачем его фотографировать-то? Колодец как колодец.
Правда, колодец как колодец. А мне после Москвы он кажется настоящим и живым. Словно диковина какая. И воду освященную, что домой несем, из этого колодца набирали.
И словно я сама воды духовной напилась сегодня. Идем мы по мерзлой дороге, а дорога неасфальтированная. И так мне это нравится. Земля по снегу скучает. А я скучаю по этой земле, потому что живу там, где кругом асфальт.
Вспомнилась известная фраза «где родился - там и пригодился». Вдруг впервые ее поняла. Слышала часто, а поняла только что. В первый раз подумала: А, может, это и про меня?
И кажется мне, что вот здесь я настоящая. Жизнь здесь настоящая. Да только раньше не видела этого. Стремилась подальше уехать. Тянуло меня куда-то. Все думалось, что там где-то - за чертой родного края - насыщенная жизнь.
И нужно было уехать из дома, более 10 лет прожить в столице, устать от бешеной скорости и иллюзорных целей, чтобы понять простые вещи. Чтобы увидеть Лица людей в своем поселке, разглядеть Красивое в обыденном.
Здесь есть время вглядываться. Здесь можно с участием относиться друг к другу. В Москве подобное - непозволительная роскошь. Люди там не черствее. Просто сложнее вырваться за пределы затягивающей, словно черная дыра, суеты.
В городе много возможностей. Но не случайно икона приехала в мой маленький поселок, и именно здесь состоялась встреча. Все главное на самом деле рядом. Не нужно идти в тридевятое царство за счастьем. Наше сердце всегда будет просящим, если мы не примем с благодарностью происходящее в настоящем моменте, не увидим в нем наполненности и красоты. У каждого человека - свой крест. И мы можем становиться мудрее и благодарнее.
Я шагал по земле,
Было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине
Свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту
Замерзали слова.
И тогда я решил
Этот крест расколоть на дрова.
И разжег я костер на снегу,
и стоял,
и смотрел,
и как мой крест одинокий
и удивленно и тихо грел…
А потом зашагал я опять среди черных полей.
Нет креста за спиной.
Без него мне еще тяжелей.
(стихотворение из книги В.Лихачева «Единственный крест»)