читая о тибетском массаже у
berta_mair , напомнилась одна интересная тема - гуны.
Под гунами понимаются три «режима деятельности», которые определяют образ жизни, мышление и деятельность души.
Есть три гуны материальной природы:
- Саттва-гуна («гуна благости»)
- Раджо-гуна («гуна страсти»)
- Тамо-гуна («гуна невежества»)
В буквальном переводе с санскрита слово «гуна» означает «верёвка». Верёвка изготавливается путём переплетения трёх пучков волокон. Вначале волокно разделяется натрое, и получившиеся три нити скручивают вместе, после чего скручиваются второе и третье волокно. В конце получившиеся три нити волокон переплетают вместе. Таким образом, верёвка становится очень прочной. Точно так же, в результате смешения трёх гун материальной природы - саттвы, раджаса и тамаса - появляется некий вторичный продукт. Затем они опять смешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается крепкая верёвка, состоящая из гун, переплетённых бесчисленное количество раз.
В представлении философии санкхья три гуны не разделяются, они связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Гуны составляют основу Пракрити (материальную первопричину Вселенной. Считается женским основополагающим элементом) и являются причиной разнообразия мира (в зависимости от того, какая из них преобладает в конкретной вещи). В «Санкхья-карике» под гунами подразумевают элементы пракрити.
Функции гун:
саттва - проявление (пракаша)
раджас - действие (правритти)
тамас - сдержанность (ниямана)
Таким образом, саттва - это форма или проявление объекта, раджас - действие, которое способствует проявлению, тамас - сопротивление или бездействие, которое необходимо преодолеть.
в «Бхагавад-гите» утверждается, что человек - лишь марионетка во власти трёх гун материальной природы: "Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами, данными ему гунами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности даже на мгновение".
И с этой точки зрения мне интересен вот какой аспект:
В 9-й главе «Бхагавад-гиты» говорится, что пищу можно подразделить на три категории, в зависимости от гун материальной природы:
- к гуне благости относятся молочные продукты, злаки, сахар, овощи, фрукты и орехи. Такая пища приносит всем счастье, радость и любовь. Более того она не является продуктами насилия и жестокости.
- относящиеся к гуне невежества мясо, рыба и яйца - это пища, относящаяся к низшим гунам материальной природы, так же как и чеснок, лук и грибы. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (17.9-10), что такая пища «вызывает страдания, несчастья и болезни» и что она «безвкусная, разложившаяся и дурно пахнущая»).
- Продуктами гуны страсти являются кофе и чай.
(все из Википедии)