«Тилос. Путешествие в загробный мир. Ритуалы и погребальные традиции в Бахрейне»
2 июля 2012 г. - 30 сентября 2012 г.
Пикетный зал
Многое ли вы знаете о Бахрейне? Наверняка очень немногое. Потому посетить данную выставку стоит хотя бы ради того, чтобы узнать хоть что-нибудь о самой стране.
Далее позволю себе процитировать статью с официального сайта Эрмитажа:
«Корни истории Бахрейна уходят в III тысячелетие до нашей эры. По всей видимости, территория современного Королевства Бахрейн - это благодатный остров Дильмун, упоминавшийся в клинописных текстах жителей Древней Месопотамии - шумеров и вавилонян. Именно там, на Дильмуне, как полагали шумеры, находился рай. Дильмун, расположенный на пересечении морских путей, действительно был процветающим торговым центром, и благодаря географическому положению этого островного государства культура его жителей была богата заимствованиями из культуры их близких и дальних соседей.
Погребальная статуя в нише: женщина в молитвенной позе.
II-III вв. до н.э. Известняк.
В свою очередь, выставка в Эрмитаже посвящена другому периоду истории Бахрейна - эпохе эллинизма, последовавшей за походами Александра Македонского. В это время Бахрейн получил название "Тилос" (возможно, это прежнее название "Дильмун", искаженное греческим произношением). Незадолго до своей смерти Александр, находясь в Вавилоне, который он собирался сделать столицей своего нового государства, предпринял несколько разведывательных экспедиций, в ходе которых греки достигли Тилоса и оставили описание его сказочных садов и чудесного климата. Неизвестно, поселились ли греки на Тилосе, но очевидно, что влияние греческой культуры на острове было очень сильным. Возможно, местоположение острова как центра торговых путей обусловило заимствование элементов греческой культуры не у самих греков, а у эллинизированных народов древнего Востока. » (с)
Главная тематика выставки - заупокойный культ и традиции погребения Тилоса. Все экспонаты - археологические находки, относящиеся к некрополям соответствующего периода. Их не так много, и большинство из них представляет собой украшения, керамику и статуэтки, хотя есть и более крупные предметы - палисандровый саркофаг и надгробные памятники. Последние преимущественно имеют вид антропоморфных невысоких стел и символизируют духов или души - отсюда происходит название стиля "Нефеш", то есть "Душа".
Несмотря я свою тематику, выставка получилось очень маленькой и уютной.
Не мешает этому впечатлению даже использование современных технологий: при помощи проектора на специальном возвышении в центре зала сменяли друг друга "скелеты" (на пол проецировались сделанные археологами фотографии раскопанных могил - скелеты с найденной вокруг утварью, украшениями, оружием), а на стене рядом - фотографии предметов, найденных в захоронениях.
К слову, использование современных технологий в музеях становится модным: визуальные эффекты, создаваемые при помощи проекторов, используются всё чаще и чаще. Неужели в музеях будущего большая часть экспонатов будет выставлять именно таким образом, путём проецирования их фотографий?...
Статья о выставке на сайте Государственного Эрмитажа:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2012/hm4_1_307.html Помимо данной статьи ещё советую приобрести каталог выставки - он не большой и довольно дешёвый, но с ним на руках куда проще усвоить такое количество новой информации.