Кто есть герой?

May 27, 2015 11:34

Оригинал взят у unv в Кто есть герой?

В тему споров о том, кто есть герой. Люди хотят героя, и им раз за разом СМИ предъявляют то одного, то другого кандидата. Но в мире почти победившего Постмодерна, где на одну подлинность приходится десяток симулякров, надо как-то эти симулякры распознавать.

В методологическом введении к учебнику Марии Рыжовой, «Война, объявленная герою и героизму» концептуально исследуется вопрос, кто есть герой. И показывается, что формула «герой - это тот, кто совершил подвиг» несостоятельна, потому что вслед за этим говорится, что «подвиг - это то, что совершает герой» (т.е. словарные определения зациклены и не содержат смысла). Не более состоятельна формула «героя нашего времени», воплотившего суть эпохи - потому что если эпоха совсем не героическая, то воплощать её суть будет достаточно неприглядная личность.

Мария Рыжова определяет героизм через притчу о Данко в горьковской «Старухе Изергиль» - как процесс спасения отчаявшихся людей от побеждающей тьмы. Причём в процессе спасения тьма почти овладевает спасаемыми, они проявляют худшие свои качества, и перед потенциальным героем встаёт выбор - проклясть их, почти потерявших человеческий облик, или сжалиться над ними и отдать им всего себя - и вывести этих людей, победив тьму.




Т.е. просто начать спасать людей - это путь не героя, а лишь потенциального героя. Есть ещё обязательный выбор - кто для тебя спасаемые, люди, за которых не жалко себя положить, или презренное быдло, в то время как есть равные тебе элитарии, свои или чужие - в мир которых так приятно окунуться, отряхнув прах истории со своих ног.

Если тот, кто повёл за собой людей и приобрёл в этом процессе какие-то позиции, начинает с этих позиций отрицать основания той борьбы, которую он вёл за благо людей, начинает поплёвывать на этих людей и заигрывать с тем врагом, от которого вроде бы людей спасал, то это - ложный герой.

Данко, Горький, культура, Рыжова, война, концепции, герой

Previous post Next post
Up