Оригинал взят у
unv в
Что движет человеком?
Для любой сложной и серьёзной деятельности нужны сильные стимулы.
Традиция последних 20 с лишним лет - это сведение человека к животному. У животного три основных сильных стимула - это секс (для размножения), еда (для роста и последующего размножения), доминирование (чтобы обеспечить возможность и оптимальные условия размножения).
Капитализм редуцирует все эти три стимула к одному - деньгам. Деньги позволяют решать телесные потребности (условная еда), они позволяют добиваться благосклонности у противоположного пола (условный секс) и при большом количестве - позволяют доминировать.
Однако человек не сводится к животному. У человека есть ещё один стимул, вытекающий из знания человека о своей смерти (о чём не знает зверь) - выполнение своего предназначения, смысла жизни. Что позволяет в каком-то смысле преодолеть смерть, оставив после себя память.
Горький в
«Старухе Изергиль» писал про это так:
Я тогда любила одного достойного пана с изрубленным лицом. Все лицо было у него изрублено крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот человек!.. Что ему греки, если он поляк? А он пошел, бился с ними против их врагов. Изрубили его, у него вытек один глаз от ударов, и два пальца на левой руке были тоже отрублены... Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно... О, этот, рубленый, был хороший человек! Он готов был идти на край света, чтобы делать что-нибудь.
Великий психолог XX века, Виктор Франкл, прошедший нацистский концлагерь, утверждал, что для человека смысл жизни является ключевым стимулом (а не дополнительным, возникающим только при удовлетворении первичных потребностей, как утверждал Маслоу):
Я рискну сказать, что в мире нет ничего, что могло бы так эффективно помочь выжить даже в наихудших условиях, как сознание, что в жизни есть смысл. Много мудрости заключено в словах Ницше: «Тот, кто знает зачем жить, может вынести почти любое как.» Я вижу в этих словах девиз, справедливый для любой психотерапии. В нацистских концлагерях я видел, как люди, знавшие, что их ждет задача, обязанность, которую надо выполнить, имели больше шансов выжить.
Успехи СССР на начальном и среднем этапе, а также его неудачи на позднем этапе связаны прежде всего с этим самым смыслом жизни, который был предъявлен людям в качестве всеобщего - и ради которого они трудились (конечно же, и материальное благополучие было важной составляющей, но несмотря его многократный рост, оно всё равно было сильно меньше чем на эксплуатировавшем свои колонии Западе, так что тут лояльность не могла быть достигнута).
Франкл писал о том, что каждый человек сам должен найти свой личный смысл жизни и не ставил вопрос о всеобщности. Но если уместно говорить не только о личности отдельного человека, но и о коллективной личности, то разрозненные люди отличаются от народа тем, что народ ищет общий для всех составляющих его людей смысл жизни. И это очень хорошо можно проследить на примере очень впечатляющей попытки населения России снова стать народом, снова обрести общий для всех смысл жизни:
Click to view
Утверждается, что по России в акции «Бессмертный полк» приняло участие более 12 миллионов человек (из них более полумиллиона в Москве).
Смысл жизни, можно обрести только соединившись с прошлым - только взяв точку в прошлом народа можно провести через его настоящее стрелу в будущее. И только на этом пути лежит возможность будущего России. На другом пути у России будущего нет.