Вера и безверие в кинематографе вчера и сегодня

Mar 10, 2016 15:04

Оригинал взят у nihga в Вера и безверие в кинематографе вчера и сегодня


Позавчера и вчера коллеги по работе много смотрели по ТВ (праздники - расслабляются без бдительного пригляда начальства) разнообразные фильмы. Вчера - всякие более или менее новые буржуйские (запомнились какая-то странная голливудская "Золушка" и "Братья Гримм"), сегодня - в основном советские ("Высота", "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" и пр.) и ещё запомнился старый "Фан-фан Тюльпан" (про "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил" я вообще наверное целый пост попозже постараюсь написать - это просто чудо, а не фильм!). И, волей-неволей, смотря с перерывами эти фильмы, я вдруг понял ещё один важный аспект старых фильмов, который притягивает к себе в отличие от любого современного новодела (особенно это характерно, конечно, для фильмов советских) о котором хотелось бы сегодня поговорить. Это - вера которая есть у героев старых картин и которая напрочь отсутствует у героев фильмов новых.

Эта вера гениально передана актёрами в старых фильмах. Их герои - верят и это позволяет им, простым людям таким же как мы с вами, идти вперёд и делать невообразимые вещи. Как-то - преодолевать себя, видеть в жизни какой-то высший смысл. Даже герой Жерара Филиппа - Фан-фан хотя и верит всего лишь в предсказание гадалкой женитьбы на принцессе, т.е. в судьбу, а потом - в свою любовь к дочери сержанта, но даже эта, может быть не самая возвышенная (хотя, конечно, это как посмотреть), вера уверенно ведёт его вперёд. А ведь история Фан-фана - это всего лишь фильм о приключениях и любви. Чту уж тут говорить про советские фильмы 50-х, где вера в нового человека творит просто чудеса, как говорит герой Рыбникова (Н.Пасечник) из "Высоты": "Мы ещё такое построим, что с Марса будут смотреть и удивляться!". И ведь, понимаешь - построят, "через четыре года здесь будет город-сад"!

И мы, советские школьники, когда-то в детстве глядя на этих героев, разделяли эту веру сопереживая и таким образом тоже учась себя преобразовывать. Это тем более было убедительно, ввиду того, что рядом лежала целая огромная страна построенная именно с такими верой и воодушевлением. Это вообще очень важный навык в воспитании человека - вера и убеждённость в чём-то большом и светлом. Без этого элемента - настоящего человека, Мересьева, просто не воспитаешь. Такой человек в мересьевской ситуации либо вообще не поползёт, либо не доползёт, т.к. он будет исходить только из физиологических или шкурных возможностей. В самом лучшем случае это будет "Любовь к жизни" Д.Лондона, где человек дополз до корабля, но ему пришлось практически уподобиться зверю (любимейшая западная тема - человек как зверь по своей сути) для того чтобы выжить. Но, увы, позже всё высокое и воспитывающее человека настоящего, большого, человечного, было оболгано и предано забвению - одно время в школах даже не было воспитания в принципе. И вот под эту сурдинку, к нам пришла эпоха зарубежного новодела (наше искусство, как и вся страна, практически лежало в руинах) и раболепных копий наших "мастеров" культуры под него.

Про новодел в этом смысле даже и сказать особо нечего - это всё такие странные персонажи, которых ведут по сюжету какие-то конкретные и крайне практические цели. Скажем, тех же "Братьев Гримм" в эдакой очень своеобразной голливудской как-бы сказке с персонажами из их же сборника сказок (которые представлены в фильме шарлатанами дурящими простой народ, а не учёными-лингвистами), ведёт по сюжету алчность и шкурный интерес (их грозят убить). Или вот уже упомянутая мною вначале новомодная голливудская "Золушка" - это вообще какая-то шизофрения: теперь сие не есть история бедной девушки которую сживают со света мачеха с сёстрами и которой помогает только крёстная-фея, теперь это история американского девушки-тинейджера и её сложных взаимоотношений с мачехой и Ко. Крёстная фея тут - это такой образ "хорошего парня" из их фильмов, хорошего самого по себе, но не без лёгкого налёта нигилизма к окружающему. Тут вам и аристократы-афроамериканцы (здоровенный чёрнокожий в европейской аристократической одежде XVIII века - это умопомрачительное зрелище), и приглашённые на бал девушки всех сословий - короче полное, до маразма и отрицания исторического контекста - без которого сказка вообще имеет минимум смысла, "торжество толерантности и демократии". И если Золушку классическую вела по сюжету мечта, вера и любовь, то тут - это только какой-то фальшивый, нудный и заезженный сюжетный же ход.

В общем, плохо дело с верой в нынешнем кино. Ввиду того, что вера - это один из важнейших элементов делающих человека человеком и позволяющий себя преобразовывать, решать сверхзадачи, он в нынешней постмодернистской индустрии кинопроизводства всячески обсмеивается и аккуратно заменяется на всяческие суррогаты и дежурные штампы. Насаждается безверие - свойство присущее рабам, максимально обезличенным, ко всему безразличным и не способным к творчеству и самопреобразованию, т.е. - расчеловеченным, что и хотят нынешние "хозяева жизни" сляпать из нынешних детей. Одни "миньоны" чего стоят - весёлые рабы ищущие себе нового хозяина, правда, "достойный" образ для подражания детям? Человек без веры - не может полноценно быть верен чему-либо и ни в чём не может быть уверен, неслучайно всё это - однокоренные слова. И именно этому самому безверию и способствуют современные фильмы (не все конечно,но тенденция налицо) в отличие от старых. И отчасти потому время в которое мы живём - это безвременье.

кино

Previous post Next post
Up