Может ли памятник препятствовать стремлению к христианскому совершенству?

Feb 17, 2016 17:07

Оригинал взят у temirgaleevee в Может ли памятник препятствовать стремлению к христианскому совершенству?

«и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

(Лк:17:20)


Сегодня дочитал интереснейшую книгу митрополита Вениамина (Федченкова) «Беседы в вагоне», в которой он пишет о своих разговорах про веру с отрекомендовавшимися «нерелигиозными» попутчиками - по их просьбе. Беседы состоялись, когда о. Вениамин ехал в поезде из Москвы в Красноярск, возвращаясь в Америку - к месту своего служения - с Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего с 31 января по 4 февраля 1945 года. На Соборе был избран Патриарх Московский и всея Руси, им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский).

О. Вениамин был приглашён для участия в работе Собора как митрополит Алеутский и Североамериканский, экзарх Московской Патриархии в Северной Америке. Кроме того он побывал в разных городах и много общался с рядовыми жителями СССР. И вот как он пишет о людях, о жизни, о Родине в статье «Мои впечатления о России», изданной Журналом Московской Патриархии в начале 1945 года: «Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе. И не только в «простом» народе. Я десятки и десятки интеллигентных людей встречал за этот короткий четырёхнедельный срок, сознательных и глубоко верующих христиан. Я почти повсюду видел их. И вообще пришел к несомненному убеждению, что не только в отдельных личностях, но и в широчайших толщах народа - вера жива и растёт».



Об укреплении веры и христианском совершенствовании святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит в «Отечнике» следующий весьма поучительный случай из жизни аввы Пимена Великого.

Авва Пимен, авва Анув и их пятеро родных братьев спаслись бегством из разорённого племенами Скита, где все приняли монашество. В пути они остановились на время в опустевшем идольском храме, чтобы обсудить свою дальнейшую жизнь. Авва Анув просил братию пожить неделю отдельно друг от друга в молчании. Каждый день он рано утром бросал камни в лицо храмовой каменной статуи, а каждый вечер подходил к ней и просил прощения. Через неделю все сошлись вместе, и авва Пимен заметил авве Ануву, что не должно верующему во Христа поклоняться идолу, как он делал, прося прощения у статуи. Авва же Анув сотворил всё это ради назидания братии: «мы, семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, - будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом пред нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, - вот! четверо врат у этого храма: пусть каждый идёт, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет». Братия пали ниц пред аввою Анувом, дали обещание поступать по его совету, и пребыли (в сооружении бывшего идольского храма - temirgaleevee) вместе в великом смирении и терпении многие годы, с одною целию стремления к христианскому совершенству».

У нас сейчас, увы, наблюдается и упадок любви друг к другу, и веры, и даже самой общей нравственности. При этом мы вполне можем услышать от положивших себе стремиться к христианскому совершенству призывы к борьбе с памятниками Ленину. Что в свете изложенных выше историй наводит на следующие размышления. Митрополит Вениамин пишет о живой и растущей вере, которую он видит в СССР. То есть в окружении памятников Ленину и Сталину, многих из которых сейчас уже нет. Авва Пимен Великий с братией и вовсе достигли огромных высот на пути к совершенству, живя в бывшем капище.

Выходит, что дело вовсе не в памятниках. Так?

P.S. Митрополит Вениамин окончательно вернулся на Родину из Америки в 1948 году, в год 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

image Click to view



христианство

Previous post Next post
Up