Мифология палеолита и современность

Feb 11, 2016 15:35

Оригинал взят у cultprosvet_mag в Мифология палеолита и современность


Номинанты на «Эмми» 2013 по версии КиноПоиска [8]

( предыдущая часть)

Мифология палеолита ориентирована на сознание, в котором основу составляет эмоциональное мышление. Такое сознание легко программируется из вне, так как критическая часть в нем, в существенной части, отсутствует, а опыт передается через эмоциональные образы. Наверно поэтому подобный тип сознания вызывает интерес со стороны как политических, так и бизнес элит. Первые, в ситуации массового распространении среди жителей городов мифологического мышления палеолитического типа, с помощью СМИ и массовой культуры способны легко манипулировать общественным мнением, вторые же получают работающие механизмы для формирования общества идеальных потребителей, которым из вне легко внушить что покупать, зачем и сколько.

Поэтому вовсе не случайно, что образ культурного героя, который мы условно определим как образ “палеолитического” типа, стал столь популярен в массовой культуре. И не только в таких крайних проявлениях, каким стали, например, герои современных комиксов.



Герои комиксов студии Марвел

Существуют и другие, более мягкие, но от этого не менее настойчиво внедряемые в массовое сознание, варианты, содержащие отличительные черты своего палеолитического прообраза. Что же это за черты?

Во-первых, у палеолитического героя эмоциональность является одним из основных поведенческих мотиваторов, так что, иррациональное, алогичное, часто даже в бытовых поступках, поведение становится для него нормой. Во-вторых, ограничения которыми такой герой руководствуется- не этического свойства, а скорее набор табу, сформированный извне. Правда, в отличии от доисторических времен, в наши дни набор этих табу пластичен, причем оперативно и легко изменяем, например, с помощью СМИ и массовой культуры. В-третьих, подобный герой живет вне истории, и на обезличенной территории. Он подвижен и легко мигрирует туда, где лучше. У него нет родины, но есть интересы. И тут нет противоречия с первым пунктом, так как сознанию такого героя органически присуща шизофрения. Ведь для выживания ему нужна и зона рационального мышления, которая неизбежно будет вступать в противоречие с мифологией. Необходимы оба типа мышления и возможность переключения между ними. Но значительно более яркие формы это приобретает у современного человека. Ведь для существования в сложно организованном обществе ему нужна такая зона рационального, в которой он, например, биржевой аналитик, или программист, или учитель, но рабочий день оканчивается, и дальше человек может вести себя совершенно иначе. Посещать “бойцовский клуб”, или заниматься экстремальным спортом, или ролевыми играми... или быть Спайдерменом.



Герои популярных сериалов

В-четвертых, у “палеолитический” героя нет высших стимулов к работе или творчеству. И то, и другое он делает либо ради развлечения, либо ради выживания, либо потому, что ему предписано это делать. В-пятых, такой герой не противопоставлять себя миру, а наоборот стремится с ним слиться. И так далее, список отличительных черт героя “палеолитического” типа можно продолжать, и перечисленных достаточно, чтоб увидеть странный параллели доисторической мифологии и современности.



Герои западной поп-культры. Стоит обратить внимание, что в их число включены и некоторые западные политики

Другое дело, что при схожести свойств архаического и современного героя, сама жизнь людей существенно изменилась. Во времена палеолита человек был сильно ограничен в возможностях. Борясь за существование, он неизбежно формировал систему табу и мифов, позволяющих ему выживать в сложных условиях. Эта система табу была достаточно жесткой и стабильной, так как она регулировала отношения человека и природы, в которых временной счет шел на поколения. Например, доисторический человек стремился не убивать без надобности не из-за этических соображений, а потому, что это ему эволюционно было не выгодно. Но чтоб приобрести такой опыт и сформировать подобное табу необходимы поколения проб и ошибок, где ценой ошибки становилась гибель всего рода. У современного же человека подобных естественных ограничений почти нет. Обладая, благодаря науке и технике, огромными возможностями и утрачивая этические ограничения, он способен вести себя любым образом, точнее так, как будет определено системообразующими мифами. Природа перестает быть лимитирующим поведение фактором.



И последнее, ввиду важности этого момента, еще раз о соотношении рационального и мифологического в мышлении. Как уже упоминалось, в каких-то узких рамках, вполне возможно сосуществование мифологического мышления и сложно организованного специализированного рационального. Ведь и палеолитический охотник, в узких областях, например охоты, был в достаточной степени рационален. А это значит, что современный человек вполне может заниматься специализированной наукой, или управляться со сложной техникой, или быть специалистом по культуре возрождения. Но отличительной чертой будет то, что как только он выходит за границу своей специализации, он почти полностью утрачивает рациональность, теряя даже способность соотносить имеющиеся “рациональные” знания с повседневной практикой. Примеров подобного поведения множество, как в массовой культуре, так уже и в окружающей действительности.



Герои массмедиа 2015. Подробнее, кто есть кто можно посмотреть в [7]

В целом же, можно предположить, что образ культурного героя, типичный для периода палеолита, является наиболее интересным для изучения и практического использования как с точки зрения современной культуры, так и для актуальной политики.



Литература
  1. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}
  2. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. - М., Критерион, 2001.-464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}
  3. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. - 247 с. («Исследования по фольклору и мифологии Востока»). - ISBN 5-02-017016-Х {7}
  4. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. - М. : Открытый Мир, 2005. - 160 с. - (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}
  5. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, 3-е изд., - М.: Вост. лит., 2000. - 407 с.- ISBN 5-02-017878-0 {10}
  6. Элиаде М. - Мифы. Сновидения. Мистерии. Пер.с англ.- К.Ваклер, 1996. - 288 с. Серия «Актуальная психология». ISBN 5-87983-027-6, серия 5-87983-038-1 («Рефл-бук») ISBN 966-543-015-7 («Ваклер») {14}
  7. http://www.beutlerink.com/blog/2015-mashup-illustration/
  8. http://www.kinopoisk.ru/article/2206939/
( к оглавлению)

Конспекты, История, Культпросвет

Previous post Next post
Up