Оригинал взят у
qorban в
Шаги истории: 7 февраля 1943 года ...в блокадный Ленинград по Дороге Победы прибыл первый поезд с «большой земли».
18 января 1943 года блокада была прорвана. А уже на следующий день на освобождённой от немцев полоске земли, протянувшейся вдоль берега Ладожского озера, начали прокладывать новую железнодорожную линию от платформы Поляны до Шлиссельбурга.
Строителям-железнодорожникам помогали метростроевцы и ленинградские рабочие. Впереди шли сапёры, очищая будущую дорогу от мин и неразорвавшихся снарядов. Более 30 километров путей через покрытую снегом, простреливаемую вражеской артиллерией болотистую низменность проложили всего за 18 дней.
Из воспоминаний командира 57-го железнодорожного батальона майора Ященко:
Грунта поблизости не было. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи. Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках... Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу сделать слани [деревянные настилы], а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью.
Одновременно нужно было возвести три моста. Самый большой из них - длиной 1300 метров, через широкую, быструю Неву, - был построен всего за 12 дней.
Из воспоминаний командира 11-й железнодорожной бригады Г. П. Дебольского о строительстве моста через Неву:
Открытое со всех сторон ледовое поле реки. Январские морозы, ветер с Ладожского озера, пронизывающий до костей. Снегопады, переходящие в пургу. И ко всему этому - непрекращающиеся артиллерийские обстрелы, бомбёжки, от которых, как и от ветра, укрыться негде.
6 февраля от станции Волховстрой в Ленинград отправился первый прямой поезд с продовольствием. Утром следующего дня его с оркестром встречали в блокадном городе. Дорога простреливалась вражеской артиллерией, но регулярное сообщение всё же удалось наладить.
Из воспоминаний машиниста В. М. Елисеева:
Мы научились маскироваться, обманывать врага... Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался, и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шёл до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой манёвр, играя со смертью.
В осаждённый город поставлялись продукты и топливо, в эвакуацию шли поезда с истощёнными блокадными детьми и ранеными, на фронт поставлялись изготовленные ленинградскими заводами снаряды.
Уже к концу февраля удалось увеличить нормы выдачи хлеба ленинградцам. А спустя год враг был окончательно отброшен от города.
РВС о проекте «Шаги истории»
Шаги истории вконтакте
Шаги истории