Фильм "Битва в пути"

Jan 24, 2016 13:45

Оригинал взят у step_bg в Фильм "Битва в пути"


Когда мне порекомендовали посмотреть фильм "Битва в пути" (1961г.), я не предполагал, что две части фильма пролетят на одном дыхании. С одной стороны, хорошая (на мой взгляд) актерская игра. С другой стороны, сразу несколько далеко идущих сюжетных линий. Фильм снят по одноименному роману Галины Евгеньевны Николаевой.


Пара необходимых слов о биографии Галины Евгеньевны, которые помогут немного прояснить сюжет произведения.
Как сообщается в БСЭ, родилась Г.Е. "... В 1911, дер. Усманка Кемеровской обл. ... в семье учителя. <...> Окончила Горьковский мед. ин-т (1935). С 1939 выступала в разных жанрах (сб. стихов "Сквозь огонь"; новелла "Гибель командарма"; очерки "Колхоз „Трактор"", "Черты будущего"). ... В романе "Битва в пути" ... создана широкая панорама жизни сов. общества 50-х гг., показаны новые, социалистич. отношения между личностью и коллективом". Также о ее жизни известно, что отец и муж были арестованы в 1937 году. Сама Николаева до войны преподавала в медицинском техникуме, во время войны служила в РККА и получила контузию при эвакуации раненных из Сталинграда.



К 1957 году - моменту написания романа (а уж тем более съемки фильма), прошло 4 года со смерти Сталина и уже прошел 20 съезд КПСС. Съезд известен докладом Хрущева с "развенчанием  культа личности Сталина".

Революционный пыл приугас. Сменилось 2 поколения людей, страстно строивших страну из руин и обломков Российской Империи. Завершилась Победой Великая Отечественная Война и вместе с ней мобилизация народа, который ясно видел цель, требующую достижения, и готов был идти на все необходимые жертвы. "Развенчание культа личности" обрушило модель семьи народов, где Родина - мать, а Сталин - отец. В советском обществе остро назрела проблема обновления смысловой составляющей и разжигания утихающей страсти. Старшее поколение еще шло по накатанной, а молодое кипело энергией, но не понимало как и для чего жить. Об этой проблематике, кстати, фильмы Марлена Хуциева ("Мне 20 лет", "Июльский дождь").

Фильм и роман "Битва в пути" это попытка пробудить в человеке труда осознание своей особенной роли - хозяина планеты. Человек счастлив в том труде, в котором имеет возможность выражать себя. Развитие такого труда и отражение в нем каждого человека соединяет людей между собой. Принимая все достижения прошлого, понимая и озвучивая его недостатки, Николаева хочет выстроить обновленный образ той дороги, по которой продолжит идти советский народ.

Что-то похожее Экзюпери пишет в  своей книге "Планета людей":

Мы  хотим  свободы. Тот, кто работает киркой,  хочет, чтобы в каждом ее
ударе  был смысл.  Когда  киркой работает  каторжник, каждый  ее удар только
унижает каторжника,  но  если  кирка  в  руках изыскателя,  каждый  ее  удар
возвышает изыскателя.  Каторга не  там, где работают  киркой. Она  ужасна не
тем, что  это тяжкий труд.  Каторга там, где удары кирки лишены смысла,  где
труд не соединяет человека с людьми. А мы хотим бежать с каторги.
В  Европе двести  миллионов  человек  бессмысленно прозябают и рады  бы
возродиться для истинного бытия. Промышленность  оторвала их  от той  жизни,
какую  ведет,  поколение  за  поколением,  крестьянский  род,  и  заперла  в
громадных гетто, похожих на сортировочные станции, забитые вереницами черных
от  копоти  вагонов.  Люди,  похороненные   в  рабочих   поселках,  рады  бы пробудиться к жизни.

В каком обществе человек будет по-настоящему счастлив? Только в том, в котором рутина обретает смысл и в работу включается творческая составляющая - верная спутница развития. Что делает новый главный инженер (в исп. Ульянова) после знакомства с заводом и людьми? Хватается за инициативы литейщиков, токарей, конструкторов. Помогает их внедрению. Где необходимо - подставляет плечо и протягивает руку. В итоге, у людей открывается больше возможностей. Труд перестает угнетать рабочих, начинает их облагораживать.

Хорошо, когда рабочего переселяют из землянки в отдельную комнату, качественно улучшая его быт. Хорошо, когда инициатива рабочего доходит до воплощения. Но снять преграды для творчества - пол дела.

Для того, чтобы альпинист совершил восхождение к вершине, к минимальной экипировке необходимо также страстное желание идти наверх, преодолевая преграды. Николаева хочет, чтобы у людей не только появились все возможности (экипировка) для восхождения, но и хочет вдохновить, призывая к пробуждению ото сна.

Песня, звучащая в фильме, это практически пошаговое руководство к действию:

Еще повсюду на земле
Предутренний покой,
А мы шагаем неспеша
Дорогой заводской.
Мы начинаем этот путь
В один и тот же час.
Идут хозяева земли,
Идет Рабочий Класс!

Руки рабочих,
Вы даёте движенье планете!
Руки рабочих,
Мы о вас эту песню поём!
Руки рабочих
Создают все богатства на свете,
Землю родную вдохновляя трудом!

Есть покой (сон, смерть), а есть дорога труда. Тот, кто по ней идет, обретает человеческое достоинство, а значит становится хозяином земли. Пока люди идут этой дорогой, они являются локомотивом, который тащит за собой всех. Локомотив "дает движение планете", т.е. утверждает жизнь.

фильм, книги, кино, труд

Previous post Next post
Up