За какие заслуги собираются повесить памятную доску А.Колчаку в Петербурге. Часть I

Jan 20, 2016 17:26

Оригинал взят у arctus в За какие заслуги собираются повесить памятную доску А.Колчаку в Петербурге. Часть I
А так же о русских полярниках-исследователях и вкладе в их дело А.В. Колчака.
(в продолжение темы За что ставить памятники Белым генералам? )



31 марта 2014 года комитет по культуре Санкт-Петербурга уведомил центр «Белое Дело» о том, что Совет по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга поддержал предложение об установке мемориальной доски. Члены совета утвердили текст доски: «В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак».

Может быть, под вывеской «Белое дело» скрывается отдел Русского географического общества? А прилагательное «белое» подчёркивает, что этот отдел полярных исследований?
Какой же выдающийся вклад внёс учёный и исследователь в русскую науку?

Воспользуемся материалом книги И.Ф. Плотникова «Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность».
И прочитаем о научных вехах А.Колчака.

В 1900-м году Колчак принял предложение от русского геолога, арктического исследователя Эдуарда Васильевича Толля
принять участие в Русской полярной экспедиции в качестве руководителя гидрологических работ и второго магнитолога.

«Во время плавания и зимовок на Таймыре и на Новосибирских островах Колчак, как и другие члены экспедиции, напряженно трудился… В апреле - мае 1901 г. они вдвоем с Толлем путешествовали по Таймыру. … Позднее Колчак со спутниками, а где и в одиночку, впервые пересек остров Котельный, измерив высоты, проехал поперек Земли Бунге … .  Начальник экспедиции Э.В. Толль был чрезвычайно доволен Александром Васильевичем как отличным гидрологом и назвал его именем открытый экспедицией остров и мыс в том же районе.»

Из-за состояния льдов на шхуне не удалось пробиться к северу от Новосибирских островов, Э.В. Толль принял решение с астрономом и магнитологом Ф.Г. Зебергом (человеком, в отличие от Колчака, пожилым. - arctus) и двумя зверопромышленниками якутами Василием Гороховым и Николаем Дьяконовым пробиваться пешком. Вышли они 5 июля 1902 года.
В итоге  шхуна под командованием Ф.А. Матисена  через некоторое время прибыла в Петербург, а следы Э.В. Толля с товарищами не найдены до сих пор.
(Подробннее история этого, по сути, предательства, здесь )

Установлена ли памятная доска Э.В. Толлю - великому романтику, пропавшему без вести в поисках земли Санникова?

Спустя полгода по поручению Академии наук Колчак в составе группы из 17 человек человек с 10 нартами и вельботом отправился в экспедицию, длившуюся год, с главной задачей - поиск группы барона Толля. В ходе экспедиции были описаны новые географические объекты, внесены уточнения в очертания береговой линии, в характеристики льдообразования. Однажды Колчак провалился под расколовшийся лед, что навсегда. сказалось на состоянии здоровья.

Действительно, трудный, рискованный поход. Но. Он ли является причиной, в память о которой необходимо спустя 100 лет увековечивать имя Колчака как выдающегося учёного и исследователя? Или оба похода, в первом из которых напряжённо трудились ВСЕ члены экспедиции, начальник которого погиб? Или что-то другое? Почему «Белое дело» не печётся о мемориальных досках в память первого магнитолога и астронома экспедиции Ф.Г. Зееберга, погибшего вместе с Толлем, и командир-капитану шхуны «Заря» Фёдору Андреевичу Матисену?

Давайте вспомним - а были ли в Российской Империи другие выдающиеся исследователи?

Были.
* * *
Степа́н О́сипович Мака́ров (27 декабря 1848 (8 января 1849), Николаев - 31 марта (13 апреля) 1904, близ
Порт-Артура) - русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. Погиб во время русско-японской войны.
- им был сконструирован один из первых надёжных батометров
- изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»)

При его участии, по его проекту и чертежам был Построен первый русский ледокол «Ермак», на котором экспедиция С. О. Макарова достигла широты 81°29', т. е. прошла на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.
* * *
Адмирал Чичагов, Василий Яковлевич
- дважды - в 1765 и 1766 годах - отправлялся в «секретные экспедиции» на трёх кораблях из порта Кола к Камчатке и Северной Америке, имевшими целью обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку»
«Из-за тяжёлых льдов эти экспедиции достигали лишь 80° 26’ северной широты к северо-западу от Шпицбергена в первый раз и 80° 30’ северной широты во второй, после чего вынуждены были возвращаться в Архангельск.
Лишь атомный ледокол «Арктика» 12 августа 1977 года смог достигнуть желанной цели».
На военном поприще: «Екатерина II назначила Чичагова командующим флотом во время войны со шведами. В этой должности он одержал победы над превосходящими силами противника в Эландском (1789 год), Ревельском (1790 год) и Выборгском сражениях, взяв при этом в плен множество кораблей, фрегатов и других судов, более 5000 солдат и до 200 офицеров, в том числе шведского контр-адмирала. Эти победы принудили шведского короля Густава III к скорому заключению мира»

Я бы (это моё личное мнение) с большим удовольствием посмотрел кинокартину «Адмиралъ» о жизненном пути В.Я. Чичагова.

(см. продолжение в следующем выпуске)

история, Колчак

Previous post Next post
Up