«В поисках культурного кода России»

Dec 09, 2015 15:23

Оригинал взят у eot_nsk в «В поисках культурного кода России»




5 декабря 2015 года в Новосибирской областной юношеской библиотеке (НОЮБ) состоялся Круглый стол «В поисках культурного кода России».


В мероприятии приняли участие работники библиотеки, педагоги, писатели, участники общественных организаций и учащиеся школ.

Круглый стол стал неким итогом, проведенной за несколько лет работы. Ранее были организованны различные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, в том числе недавняя «Библионочь», тематически связанные с исследованием «культурного кода России».

Под «культурным кодом» участники мероприятия понимали его культурно-символический пласт, включающий в себя набор культурных архетипов характеризующих идентичность историко-культурного типа личности, социальной группы (в особенности семьи), формирующий национальную идентичность, поведенческие реакции, особенности мировоззрения, обеспечивающий передачу социального опыта.

Было оговорено, что в рамках данного мероприятия, ввиду его характера (первого, можно сказать - вводного) и ограниченности времени, необъятное смысловое поле будет несколько ограничено и некоторые обширные и сложные аспекты будут исключены из обсуждения (например государственный, религиозный и пр.). Обсуждение было решено сузить до вопросов интеллектуального, коммуникационного и развивающего уровней.




В своём вступительном слове Татьяна Евгеньевна Манн (начальник отдела молодёжных программ НОЮБ) отметила, что перед современным обществом поставлен ряд проблем, вызванных в том числе и кризисом национальной идентичности: отсутствие идеала, влекущее за собой кризис ценностей, невозможность выбраться из ловушек подмены понятий, неспособность различения добра и зла, инфантилизация общества, потеря смысла жизни, потеря идеалов служения, кризис совести.

Татьяна Евгеньевна рассказала, что с запретом на идеологию, обрушилась система просвещения и воспитания, которая была одной из лучших. Тогда библиотеки были частью этой системы. Восстановить функции просвещения, воспитания и передачи опыта на уровне семьи и учебно-просветительских учреждений, обеспечить адаптацию и социализацию человека в мире, дать ему смысл жизни - те задачи, которые можно решить с пониманием «культурного кода».

На базе библиотеки есть возможность организации встреч людей разных поколений. Создан экспертный совет, занимающийся вопросами коммуникации людей и организации мероприятий. Библиотека открыта для любых предложений и начинаний в рамках передачи «культурных кодов» русского общества.

Тагильцева Людмила Георгиевна (канд. филол. наук, доцент) прочла доклад на тему «Русская сказка и современность».




Людмила Георгиевна рассказала, что в современной культуре роль сказки очень высока. К ней обращаются художники, писатели, музыканты и кинематографисты. В русской культуре богатые традиции работы со сказкой и сказочными сюжетами. Огромную работу в свое время проделал А. С. Пушкин, начавший собирать и творчески развивать фольклорное наследие русского народа. Его дело было продолжено выдающимися русскими учёными и писателями, А. Н. Афанасьевым, М. М. Пришвиным, В. Я. Проппом и др.

Владимир Пропп - крупнейший исследователь волшебных сказок, который создал фундаментальный труд под названием «Исторические корни волшебной сказки». В своём исследовании Пропп выделил «волшебную сказку» из огромного фольклорного материал, определив её структурную схожесть. Оказалось, что в основе волшебной сказки лежат обряды инициации: те ритуальные действия, которые производились над подросшими детьми, чтобы они стали полноценными членами взрослого общества. В ходе такого обряда ребёнок символически «умирал», проходил некое испытание в волшебном «загробном» мире и возрождался уже в новом качестве, приобретя «волшебные» навыки необходимые взрослому.

В наше время такие обряды, конечно же, уже не используются. Но, читая сказки, дети переживают весь тот опыт, который пережил бы ребёнок проходящий обряд, и это подготавливает их ко взрослой жизни: даёт понятие добра и зла, справедливости, воспитывает отношение к семье, старшим, труду, своей стране. И происходит это именно на уровне культурных кодов.

Тему воздействия сказок на воспитание детей продолжила Силкина Светлана Борисовна (учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 13). На своих уроках Светлана Силкина учит детей глубже понимать сказку. Её особенное пространство и время.

Современные дети практически не знают сказок, рассказала Светлана Борисовна. Их первыми книгами оказываются странные сказки-безвкусицы, пошловатые и осовремененные, не способные передать какой-либо опыт и пагубно влияющие на развитие детей и их эстетический вкус.




В современной литературе не хватает хороших детских книг, таких, которые писали В. Ю. Драгунский, А. П. Гайдар и пр.

В современном образовании, странным образом, русский язык и русская литература по своей важности уходит на второй план - уроков английского языка всё больше, уроков русского языка всё меньше. Из детей хотят воспитать «граждан мира». Но, говорит Светлана Борисовна, если человек не постиг частного, то он не сможет интегрироваться и в мировое.




Вадим Окул (активист движения «Русские пробежки за ЗОЖ» ) высказал своё мнение: культурные коды - основа народной культуры. Носитель русской культуры должен почитать своё культурное наследие, быть созидателем, патриотом, развитым во всех отношениях человеком.




Сергей Александрович Юрков (инженер-исследователь компании «Центр информационной безопасности») отметил, что современном западном обществе происходит атомизация личности, демонтаж религии, семьи и даже пола человека. В противовес этому, в русской цивилизации, семья - это ядро культурного кода. Издавна принадлежность к семье - не только необходимая норма, но и условие творческого развития. Ярким примером тому может послужить практика научных школ, клубов юных техников и дворцов пионеров, некогда активно участвовавших в становлении и воспитании творческих, полноценных личностей.

Современная школа, по словам, Сергея Александровича, стала местом выживания, в котором обучение по важности отходит на второй план. Внедрение в обучение семейных принципов может исправить ситуацию. Нужно применять опыт наставничества: ученики вполне могут помогать педагогам, старшие шефствовать над младшими.

Костин Михаил Иванович (заведующий ЦКИМ, председатель Совета молодых специалистов при министерстве культуры Новосибирской области) рассказал, какая работа ведётся в обсуждаемом направлении: готовится методический материал, открыты площадки для гражданских культурных инициатив. «Мы работаем со всеми, у кого есть идеи и желание работать в данном направлении» - заверил Михаил.




Александров Николай Александрович (президент Издательского дома «Историческое наследие Сибири», писатель), сказал, что Россия, исторически - идеократическая страна (что значит, что одна из основ её существования - наличие идеи, идеалов). Но в нашу конституцию внесён запрет на идеологию, а по факту идеологией доминирующей на постсоветском пространстве стала идеология потребительского рынка. После этого не удивительно, что целью образования и воспитания выставлен потребитель. Нас убеждают стыдиться советского периода нашей истории, а это период в который была осуществлена индустриализация, открыт выход в космос и построено государство социальной справедливости.

Воспитание патриота - главная задача культуры. А патриот - это человек, который изучает, знает историю своего государства, планирует и творит его будущее. Культура - оружие стратегического назначения, с помощью неё происходит передача опыта поколений. Без этого нашу цивилизацию сомнут, как в своё время произошло с Византией.




На встрече присутствовали учащиеся школ. Как оказалось, школьников тоже волнует проблема патриотизма. Мы не стыдимся своей истории, - звучало из школьной аудитории, - мы гордимся своей страной не смотря на проблемы; свой патриотизм нужно подтверждать делами; не переживайте так сильно за наше поколение - мы ещё себя проявим.

По результатам встречи было решено развивать и масштабировать уже сложившиеся профессиональные сообщества, создавать советы молодых специалистов, развивать институт наставничества, создавать ресурсные центры для взаимодействия различных структур, создавать семейные клубы для обмена опытом между людьми разных поколений, создавать «инкубаторы» для поддержки проектов в разных сферах.

человек, общество, Россия

Previous post Next post
Up