"Я хотел помочь людям!"

Dec 01, 2015 13:43

Оригинал взят у feurig_zinnober в "Я хотел помочь людям!"



У «Союзмультфильма» есть серия потрясающих мультфильмов по мотивам древнегреческих мифов, снятых режиссером Александрой Снежко-Блоцкой*. Совершенно по-особому трактуемые ею античные сюжеты (несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость изложения), насыщены глубокими, отнюдь не примитивными смыслами и ценностями. Из этой серии два моих любимых фильма - «Прометей» и «Возвращение с Олимпа». Что характерно, и в том, и в другом в числе героев фигурирует Прометей.

Фильм «Прометей» зацепил меня еще в далеком детстве. Мне было лет шесть. Я первый раз в жизни попала в планетарий. И в программе представления был показан то ли сам мультфильм, то ли его фрагмент. В этом возрасте я была особенно чувствительна к пафосу самопожертвования ради других. Поэтому из всей программы запомнила только Прометея с его огнем. «Возвращение с Олимпа», напротив, мне привелось посмотреть лет двадцать спустя, когда я уже переболела и бунтарством молодости, и сопутствующими ему нигилизмом, цинизмом и либерализмом. Меня поразило то, насколько на самом деле взрослым и осмысленным является этот мультик для детей. И струны, задетые когда-то в шестилетнем возрасте, вновь зазвенели.

На этом фоне совершенно не удивительно, что обращение к прометеевской тематике в серии статей С. Кургиняна «О марксизме и коммунизме» буквально приковало мое внимание и в некотором смысле заставило трепетать. Те смысловые слои, которые он вскрывает один за одним, заставляют совершенно иначе смотреть на этот, казалось бы, простой и незамысловатый мифический сюжет. Сюжет, по-прежнему острый и актуальный для всех нас.

Читая этот цикл, я вновь пересмотрела фильмы Снежко-Блоцкой. И теперь многие, казалось бы, незначимые детали заиграли совершенно другими красками.

В мультике «Прометей» есть удивительные моменты. Например, когда Прометей приходит к своему другу Гефесту и рассказывает о том, что научил людей обрабатывать камень, тот только смеется и демонстрирует свое, божественное произведение - голема-охранника Зевсового огня. Однако в ответ на реплику о том, что Зевсов огонь нужен на земле, Гефест удивляется, мол, кому? «Людям! - восклицает Прометей, - Он согрел бы им землю, зажег их сердца, осветил бы их мысли!.. Ведь если люди получат священный огонь, они будут подобны нам, богам!» На что Гефест отвечает: «А кто тогда отличит богов от людей? Представляешь, какая будет путаница! Эээ, нет уж!»

image Click to view



То есть, здесь, уже с самого начала, очевиден не прямой, а именно метафорический смысл божественного огня, хотя в мультфильме люди используют его и для приготовления пищи, и для обогрева.

Как отмечает С. Кургинян (следуя пути, намеченному некогда философом Лафаргом, другом, родственником и горячим сторонником Маркса), огонь, выкраденный Прометеем, вовсе не был обычным огнем. И миф рассказывает вовсе не о том, как титан научил людей его добывать. Прометеев огонь - это некая священная субстанция, символизирующая появление культуры (интересно, что в мультфильме люди, получившие огонь, начинают рисовать и писать), отделение человека от природы, преодоление им звериного индивидуализма. Причем это преодоление осуществлялось за счет приобретения первичной социальности, выраженной в первобытной коммунистичности. Что Прометей, принадлежа к древней, доолимпийской генерации богов - титанов - символизирует собой ту самую эпоху первобытной коммунистичности. Тогда как Зевс - глава олимпийцев - эпоху появления частной собственности, вновь вернувшей силу тому первичному, звериному индивидуализму.

«Знаем мы этих титанов! - говорит орел Зевса, отмечая тот факт, что один из лепестков божественного огня Прометей оставил себе, а потому стал неуязвим для божественной кары, - жесты, подвиги! А себя не забывают!» Здесь интересно, что косвенно как раз как бы дается характеристика доолимпийской генерации богов: «жесты, подвиги…»

В своих статья Кургинян частично вскрывает еще один смысловой слой прометеева огня, проводя параллели между ним и между бессмертной душой человека. Что человек становится человеком с обретением этой души (и в этом контексте сразу вспоминается, что знание человека о собственной смертности, сопровождаемое необходимостью на этот вызов отвечать, составляют одно из сущностных его свойств). Что в дальнейшем, с появлением различных форм эксплуатации людей (прежде всего, рабовладения), происходило как бы лишение большинства людей этой бессмертной души - таковая оставалась только у господ (=богов). И что стремление к преодолению эксплуатации - это есть стремление «вернуть огонь людям».

Возвращаясь к мультфильму, еще хочется отметить важный, на мой взгляд, момент, касающийся пыток Прометея. Согласно мифам, пытки в виде грома, молний, свержения в Тартар и выклевывания печени были ниспосланы титану за его нежелание рассказать Зевсу о том, какая угроза ждет его впереди. Однако в мультфильме его пытают, пытаясь выведать, зачем он выкрал Зевсов огонь. «Я хотел помочь людям!» - честно отвечает Прометей, но ему не верят, уговаривая признать, что на самом деле он хотел власти и могущества. То есть, милосердие и альтруизм оказываются не просто не свойственными «древне-буржуазным» олимпийцам, но даже и не доступными для понимания. Забавно, что в комментариях под видео в youtube были искренние и полные детского негодования реплики типа: «Почему они не верили? Он же говорил правду!»

Приковывая друга, Гефест просит прощения, оправдываясь, что его заставили (в том числе, напомнив ему о том, как он однажды был сброшен Герой с Олимпа) это сделать. На что Прометей ему отвечает: «Мне лучше быть вот так прикованным к скале, чем быть у Зевса рабом». В целом, бунт титана против олимпийцев является так же одним из основных лейтмотивов «Прометея прикованного» у Эсхила. Хотя в мультфильме Снежко-Блоцкой этот бунт замешан не на «историческом» противостоянии титанов и олимпийцев, а именно на идейной основе.

Преемником этого бунта и становится Геракл - главный герой мультфильма «Возвращение с Олимпа». По сюжету, Геракл, будучи введенным за свои подвиги в ранг богов и вознесенный на Олимп, сильно скучает по земле и просит Зевса ненадолго его отпустить. Глава олимпийцев дает своему сыну время до рассвета. Тот приходит в свое святилище, где изображены все его великие подвиги, и вспоминает прошлое в сопровождении всё того же орла Зевса. В полемике с орлом, настаивающем на необходимости быть покорным богам, Геракл заявляет о том, что самым великим его подвигом было освобождение Прометея - вопреки этой самой божественной воле. Далее вспоминает детали этого подвига. В этих воспоминаниях, разорвав цепи, сковывавшие титана, Геракл спрашивает его: «Ты украл и отдал людям божественный огонь. Где он?» И Прометей указывает Гераклу на грудь. В этот момент главный герой как бы ощущает этот огонь в себе. Оживив эти воспоминания о Прометее и об огне в сердце, Геракл, собираясь вернуться на Олимп, видит, что земля по-прежнему стонет от гнета зла, что этот божественный огонь по-прежнему нужен ей.

image Click to view



Причем совершенно интересны те образы, которые предстают перед ним. Например, он видит воскресшую Гидру. Гидра ползет по земле, принося разрушения и страдания, а затем превращается в свастику. Геракл лицезреет стимфалийских птиц, поражающих людей внизу своими медными перьями. И птицы эти оказываются самолетами, сбрасывающими бомбы. Он видит, как солдат избивает прикованного чернокожего человека и сетует на то, что еще много грязи надо смыть с Земли. Под впечатлением от этих картин и внутренне бунтуя против воли богов (при этом, по сюжету, и жалость к людям, и нежелание подчиняться воле сильных исходят именно от прометеева огня в груди Геракла), герой отказывается возвращаться на Олимп и остается с людьми. «Пойми, чего ты лишаешься! Ты бог!» - восклицает орел. «Я человек! - гордо отвечает Геракл, - я иду к вам, люди!»

Примечательно, что по ходу сюжета Гера, возмущаясь тем, как Зевс потворствует прихотям Геракла, заявляет ему: «Он не твой сын! Он не похож на тебя! Зачем ты сделал его богом?!» И громовержец на это отвечает: «Потому что как человек он опасен!»

В серии статей «О марксизме и коммунизме» Прометей отождествляется с Марксом. Причем, это отождествление очень скрупулезно обосновывается и рассматривается с самых разнообразных углов, вовлекая самые разные эпохи. И в контексте этого литературного цикла, совершенно иначе начинаешь воспринимать Геракла из «Возвращения с Олимпа». Здесь он - преемник Прометея, который, как становится ясным по сюжету, перенимает у него эстафету в XX веке. То есть, по сути, - большевики, подхватившие марксовы идеи и выстроившие на их основе великое государство, не похожее ни на что, существовавшее ранее. И Прометей, и Геракл, символизируют элиту служения, воспылавшую жалостью к людям и горячим желанием вернуть им огонь, их бессмертную душу, то есть обеспечить равенство богов и людей.

Простой пафос двух мультфильмов совсем не так прост. Да, они получились идеологизированными и политизированными, но от этого отнюдь не потеряли своей ценности, а приобрели ее. Вполне возможно, что режиссер совсем не намеревалась вкладывать в свои сюжеты все те смыслы, о которых я здесь написала. Но настоящий художник практически никогда не вкладывает эти смыслы осознанно. Он передает их по другим каналам, зачастую минуя логическое осмысление собственного творчества.

Горьким осадком после всей этой истории становится осознание того, что, в силу каких-то причин, огонь был потушен. Причем, задолго до разрушения СССР. И в каком-то смысле жизненно важным вопросом для нас сегодня является вопрос о том, возможно ли его снова разжечь. И кто (или что) является носителем тех последних лепестков этого огня, от которых снова можно было бы распространить пламя, поделившись им с каждым?



* - к сожалению, запоздало мне подумалось, что несправедливо было, говоря об этих двух мультфильмах, обойти вниманием вклад в их создание художника Александра Трусова, работавшего вместе с Александрой Снежко-Блоцкой. Благородные визуальные образы в существенной степени дополняют эти красивые сюжеты, заостряют проблематику.

культура, человечество, философия

Previous post Next post
Up