Оригинал взят у
aunty_justice в
"Живи здесь и сейчас" Сколько раз слышала призыв «Живи здесь и сейчас», и всегда в одном и том же контексте. То с приглашением что-то съесть, то - что-то выпить, а то - купить мобильный телефон за 30 тысяч. Понятно, рекламодатель заинтересован в том, чтобы потреблятель верил, что жить надо срочно, алчно сжирая все, что попадается под руку. Само собой, если жизнь бессмысленна и быстротечна, так надо хотя бы успеть зохавать как можно больше. С этим, кстати, перекликается еще один популярный потреблятско-рекламный призыв «Бери от жизни всё» (причем то самое «всё» мы как раз продаем). Все равно помрешь, так хоть оторвешься. Как говорил один вьюноша, живущий в ночных клубах: «Да, я прожигаю свою жизнь. Но мне нравится огонь, которым она горит».
Я как-то читала рассуждение о том, что так живет животное, движимое инстинктом. Вряд ли.
Мне «живи здесь и сейчас» кажется похожим на то, как если бы было сказано: «живи как растение». Ты не знаешь, что привело тебя сюда, не знаешь, сдвинешься ли отсюда, не знаешь, что делать, если здесь и сейчас стало невозможно жить. Ведь у тебя нет воспоминаний, которые могли бы тебе подсказать решение, у тебя нет фантазии, которая могла бы стать путеводной звездой в будущее. Поэтому - живи «здесь и сейчас», наблюдай и не ищи смысла в наблюдаемом. Конечно, этот лозунг востребован в рекламе: здесь-и-сейчасный человек - это идеальный зритель. Не обладая своей жизнью как осмысленным участием в чем-то, он поставлен перед выбором: либо тот или иной род отложенного самоубийства (экстрим, промискуитет, зависимости), либо потреблятство, участие в зрелище.
Человек, который живет под таким девизом, утверждает, что прошлое - прошло, а будущее - не настало. Есть только настоящее. А если помнить прошлое и надеяться на будущее, то лишишь себя радостей настоящего: они-то - реальны.
И тут бы порадоваться за человека: вот ведь какой реалист, весь так и поглощен реальностью, не бежит от нее и мыслит здраво.
Увы, именно таким бегством он и занимается. Всякий человек - сумма того, что он пережил; он настолько человек, насколько осмыслил то, что с ним происходило. Прошлое сделало тебя таким, как ты есть. А что же касается будущего, так то, что оно не настало, его главный плюс: его еще можно исправить. И создать. Сделав выводы из уроков прошлого и делая выбор в настоящем.
Самое забавное, что этот лозунг придумали не рекламщики. «Здесь и сейчас» - это основной принцип одного из направлений буддизма. Быть «здесь и сейчас» - значит осознавать, кто ты и что ты делаешь, и что происходит вокруг тебя. Быть «здесь и сейчас» может только тот, кто обладает реальным прошлым, реальным будущим и реальной судьбой. Для того, кто не знает, куда плыть, не бывает попутного ветра. Не знаешь цели своего существования - нет для тебя никакого осмысленного «здесь и сейчас».
Создатели этого буддистского принципа годами изучали канон, медитативные практики, совершенствовались в милостыне и добрых делах, шли путем спасения. Только тогда принцип «здесь и сейчас» начинал исполняться как возможность совершения блага в каждый миг своей жизни.
Современное нам постмодернистское болото пытается уничтожить грань между ростом и падением. Стереть всякое нравственное различение, оставив только поползновение к лени. К лени - потому что всякий, старательно закапывающий свое будущее в аккуратно выкопанную ямку, теряет счастье быть человеком, разменивая его на удовольствие быть растением. Как сказал персонаж одной из буддистских притч, «разменивает алмаз на помёт».