"Живи здесь и сейчас"

Nov 20, 2015 16:27

Оригинал взят у aunty_justice в "Живи здесь и сейчас"


Сколько раз слышала призыв «Живи здесь и сейчас», и всегда в одном и том же контексте. То с приглашением что-то съесть, то - что-то выпить, а то -  купить мобильный телефон за 30 тысяч. Понятно, рекламодатель заинтересован в том, чтобы потреблятель верил, что жить надо срочно, алчно сжирая все, что попадается под руку. Само собой, если жизнь бессмысленна и быстротечна, так надо хотя бы успеть зохавать как можно больше. С этим, кстати, перекликается еще один популярный потреблятско-рекламный призыв «Бери от жизни всё» (причем то самое «всё» мы как раз продаем). Все равно помрешь, так хоть оторвешься. Как говорил один вьюноша, живущий в ночных клубах: «Да, я прожигаю свою жизнь. Но мне нравится огонь, которым она горит».

Я как-то читала рассуждение о том, что так живет животное, движимое инстинктом. Вряд ли.

Мне «живи здесь и сейчас» кажется похожим на то, как если бы было сказано: «живи как растение». Ты не знаешь, что привело тебя сюда, не знаешь, сдвинешься ли отсюда, не знаешь, что делать, если здесь и сейчас стало невозможно жить. Ведь у тебя нет воспоминаний, которые могли бы тебе подсказать решение, у тебя нет фантазии, которая могла бы стать путеводной звездой в будущее. Поэтому - живи «здесь и сейчас», наблюдай и не ищи смысла в наблюдаемом. Конечно, этот лозунг востребован в рекламе: здесь-и-сейчасный человек - это идеальный зритель. Не обладая своей жизнью как осмысленным участием в чем-то, он поставлен перед выбором: либо тот или иной род отложенного самоубийства (экстрим, промискуитет, зависимости), либо потреблятство, участие в зрелище.

Человек, который живет под таким девизом, утверждает, что прошлое - прошло, а будущее - не настало. Есть только настоящее. А если помнить прошлое и надеяться на будущее, то лишишь себя радостей настоящего: они-то - реальны.
И тут бы порадоваться за человека: вот ведь какой реалист, весь так и поглощен реальностью, не бежит от нее и мыслит здраво.

Увы, именно таким бегством он и занимается. Всякий человек - сумма того, что он пережил; он настолько человек, насколько осмыслил то, что с ним происходило. Прошлое сделало тебя таким, как ты есть. А что же касается будущего, так то, что оно не настало, его главный плюс: его еще можно исправить. И создать. Сделав выводы из уроков прошлого и делая выбор в настоящем.


Самое забавное, что этот лозунг придумали не рекламщики. «Здесь и сейчас» - это основной принцип одного из направлений буддизма. Быть «здесь и сейчас» - значит осознавать, кто ты и что ты делаешь, и что происходит вокруг тебя. Быть «здесь и сейчас» может только тот, кто обладает реальным прошлым, реальным будущим и реальной судьбой. Для того, кто не знает, куда плыть, не бывает попутного ветра. Не знаешь цели своего существования - нет для тебя никакого осмысленного «здесь и сейчас».
Создатели этого буддистского принципа годами изучали канон, медитативные практики, совершенствовались в милостыне и добрых делах, шли путем спасения. Только тогда принцип «здесь и сейчас» начинал исполняться как возможность совершения блага в каждый миг своей жизни.
Современное нам постмодернистское болото пытается уничтожить грань между ростом и падением. Стереть всякое нравственное различение, оставив только поползновение к лени. К лени - потому что всякий, старательно закапывающий свое будущее в аккуратно выкопанную ямку, теряет счастье быть человеком, разменивая его на удовольствие быть растением. Как сказал персонаж одной из буддистских притч, «разменивает алмаз на помёт».

потребительство, постмодернизм, постмодерн

Previous post Next post
Up