Оригинал взят у
flojolet в
О «Пятой печати» Золтана Фабри Кадр из фильма «Пятая печать», реж. Золтан Фабри, Венгрия, 1976 г (
опубликован в газете "Суть времени")
31 октября 2015 прошел очередной Киноклуб в Дубне. Смотрели фильм венгерского режиссера Золтана Фабри «Пятая печать» 1976 года, снятый по одноименной повести Ференца Шанты.
Фильм очень впечатлил всех пришедших на просмотр. Обернувшись к залу для того, чтобы начать дискуссию, я увидела людей, глубоко ушедших в себя. И даже было неловко начинать вызывать людей на диалог, когда внутри идет такая работа. Режиссер, несомненно, достиг поставленных целей. И очень жаль, что фильм не имеет большой популярности, а известен узкому кругу.
Была высказана мысль, что по своей структуре фильм напоминает «12 разгневанных мужчин». Хотя, смысл, конечно, совсем другой, но некоторые общие мотивы прослеживаются.
На основной вопрос фильма: оправдывает ли отречение часовщика от своего человеческого (убийство личности) его деятельность по укрыванию еврейских детей, часть собравшихся ответить не смогла, остальные ответили по-разному.
Вообще, это фильм для многократного просмотра. Я смотрела его второй раз и смогла увидеть детали, которые невозможно отследить первый раз. Второй раз роль часовщика предстала передо мною в другом свете, стал виден не только циничный насмешник, но и человек проницательный и умный. Одной из участниц была высказана интересная схема: встреча дьявольского с дьявольским. Часовщик в кругу своих приятелей играет роль искусителя, он может над ними насмехаться, задавать им дьявольские вопросы, обвинять во лжи. Он находится как бы над ними, в своей гордыне возвышается. Затем он встречается с настоящим дьяволом, который искушает уже по-настоящему. Часовщик, к сожалению, принимает решение о том, что он сделает все, что угодно еще до предложенной ситуации, находясь в камере. Это, кстати, сложно заметить при первом просмотре. И хоть, пощечины дались часовщику нелегко, но все же в отличие от его приятелей, он смог это сделать. Да, сложно сравнивать выбор часовщика, который отвечает кроме себя еще за детей, и выбор других героев, которые в лучшем случае отвечают еще за своих жен. Подобный выбор мы уже видели в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько, где мать троих детей ради сохранения своей жизни, а значит и жизни детей, готова была на любые унижения. Но, у нее не было шансов выжить, возможно, это привело ее в чувство. А у часовщика шанс был.
Очень сильная последняя сцена, которую я тоже поняла не с первого раза. Все время ожидалось, что дом с детьми должен быть разбомблен, и потерян последний смысл жизни. Но дом уцелел. Счастье на омертвелом лице часовщика, когда он увидел уцелевший дом, я понимаю еще и как счастье от того, что самому часовщику не нужно умирать тоже. Он вышел из пыточной уже живым трупом, и если бы дом был разрушен, то ему просто надо было бы ложиться и окончательно умирать.
Мы также обсудили каждого героя фильма, которые оказались не так плохи, как было показано вначале. Здесь можно видеть любимый прием А.П. Чехова - в его пьесах всегда первоначальное впечатление от героя не совпадает с конечным.
Следующий фильм, который решено посмотреть - это «Нюрнбергский процесс». Фильм американского режиссера Стенли Крамера, снятый в 1961 году. В фильме играет несравненная Марлен Дитрих. Фильм имеет 11 наград самых престижных кинофестивалей. В 2013 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов США, обладая «историческим, эстетическим или культурным значением».
Предварительно просмотр запланирован на 14 ноября (с 18 до 21). Приглашаем всех старше 18 лет!