О «Пятой печати» Золтана Фабри

Nov 01, 2015 16:03

Оригинал взят у flojolet в О «Пятой печати» Золтана Фабри


Кадр из фильма «Пятая печать», реж. Золтан Фабри, Венгрия, 1976 г (опубликован в газете "Суть времени")

31 октября 2015 прошел очередной Киноклуб в Дубне. Смотрели фильм венгерского режиссера Золтана Фабри «Пятая печать» 1976 года, снятый по одноименной повести Ференца Шанты.

Фильм очень впечатлил всех пришедших на просмотр. Обернувшись к залу для того, чтобы начать дискуссию, я увидела людей, глубоко ушедших в себя. И даже было неловко начинать вызывать людей на диалог, когда внутри идет такая работа. Режиссер, несомненно, достиг поставленных целей. И очень жаль, что фильм не имеет большой популярности, а известен узкому кругу.

Была высказана мысль, что по своей структуре фильм напоминает «12 разгневанных мужчин». Хотя, смысл, конечно, совсем другой, но некоторые общие мотивы прослеживаются.

На основной вопрос фильма: оправдывает ли отречение часовщика от своего человеческого (убийство личности) его деятельность по укрыванию еврейских детей, часть собравшихся ответить не смогла, остальные ответили по-разному.

Вообще, это фильм для многократного просмотра. Я смотрела его второй раз и смогла увидеть детали, которые невозможно отследить первый раз. Второй раз роль часовщика предстала передо мною в другом свете, стал виден не только циничный насмешник, но и человек проницательный и умный. Одной из участниц была высказана интересная схема: встреча дьявольского с дьявольским. Часовщик в кругу своих приятелей играет роль искусителя, он может над ними насмехаться, задавать им дьявольские вопросы, обвинять во лжи. Он находится как бы над ними, в своей гордыне возвышается. Затем он встречается с настоящим дьяволом, который искушает уже по-настоящему. Часовщик, к сожалению, принимает решение о том, что он сделает все, что угодно еще до предложенной ситуации, находясь в камере. Это, кстати, сложно заметить при первом просмотре. И хоть, пощечины дались часовщику нелегко, но все же в отличие от его приятелей, он смог это сделать. Да, сложно сравнивать выбор часовщика, который отвечает кроме себя еще за детей, и выбор других героев, которые в лучшем случае отвечают еще за своих жен. Подобный выбор мы уже видели в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько, где мать троих детей ради сохранения своей жизни, а значит и жизни детей, готова была на любые унижения. Но, у нее не было шансов выжить, возможно, это привело ее в чувство. А у часовщика шанс был.

Очень сильная последняя сцена, которую я тоже поняла не с первого раза. Все время ожидалось, что дом с детьми должен быть разбомблен, и потерян последний смысл жизни. Но дом уцелел. Счастье на омертвелом лице часовщика, когда он увидел уцелевший дом, я понимаю еще и как счастье от того, что самому часовщику не нужно умирать тоже. Он вышел из пыточной уже живым трупом, и если бы дом был разрушен, то ему просто надо было бы ложиться и окончательно умирать.

Мы также обсудили каждого героя фильма, которые оказались не так плохи, как было показано вначале. Здесь можно видеть любимый прием А.П. Чехова - в его пьесах всегда первоначальное впечатление от героя не совпадает с конечным.

Следующий фильм, который решено посмотреть - это «Нюрнбергский процесс». Фильм американского режиссера Стенли Крамера, снятый в 1961 году. В фильме играет несравненная Марлен Дитрих. Фильм имеет 11 наград самых престижных кинофестивалей. В 2013 году фильм вошёл в Национальный реестр фильмов США, обладая «историческим, эстетическим или культурным значением».

Предварительно просмотр запланирован на 14 ноября (с 18 до 21). Приглашаем всех старше 18 лет!

культура, кино, Дубна

Previous post Next post
Up