Прощай, книга? Мысли о новой информационной реальности

Oct 23, 2015 15:01

Оригинал взят у viktor_shilin в Прощай, книга? Мысли о новой информационной реальности



Я еду на утренней электричке. Вагон полон народу разных возрастов: те, кто постарше держат путь на работу, кто помоложе - на учебу. Ехать с окраины города до центра ровно час, и потому все находят себе занятия. Кто-то спит, кто-то просто смотрит в окно и слушает музыку. Но мое внимание посвящено другим. Тем, кто достает из сумок книги, телефоны и планшеты.
Вот мужчина напротив. Он раскрывает толстый затертый томик на заложенном месте и погружается в чтение. А вот студент слева. Включает внушительных размеров смартфон и по экрану начинает мелькать калейдоскоп ярких изображений, рекламы и демотиваторов.

Мужчина и парень одинаково поглощены своими занятиями: первый чтением книги, второй - интернет «серфингом» в социальной сети. Но что в голове у них? Диаметрально противоположное. Мужчина читает длинный последовательный текст. Его захватывает выстраивающийся в воображении мир, сюжет, разворачивающийся в этом мире, логично связанные и вписанные в мир и сюжет образы. Думаю, все, кто читал книги, это легко представят.
Парень же скачет по хаотичным, посвященным совершенно разным темам «блокам»: небольшой текст плюс ассоциативная картинка. Все, кто «прыгал» по постам в новостной ленте ВК тоже легко могут себе это представить. Хаотичный «салат» из броздих образов, мемов, глумных комиксов, псевдофилософствований, и прочее, и прочее.

Другое наблюдение. Университет. Ждем начала пары перед кабинетом. Никто не достанет книги: все опять упуливаются в телефоны и продолжают «скакать» по новостным лентам.

Еще ситуация. Кампания молодых людей выходит прогуляться на улицу. Вечер, лавочка, пивко, семечки, и… думаете веселый разговор? Нет, все щелкают пальцами по экранам. В лучшем случае, извлеченное из Сети становится предметом беседы, в худшем все происходит в тягостном молчании.

Знакомы эти ситуации? Я думаю, многим. Что это такое? Кто-то скажет, что это ерунда, и ничего особенного тут нет. Ну, сидят люди в интернете, и что? Может и ничего, сам ведь сижу, хоть и не «скачу» в ВК почти все свободное время. Но с помойкой Сети действительно знаком лично, не «через друзей».

Так вот, хочу поделиться наблюдением уже за собой. Сажусь читать серьезную, требующую включения мозга, книгу. И спустя минут 20 чтения, замечаю за собой - хочется оторваться, сходить за чайком, почесаться, посмотреть в окно. Голова устает, тяжело держать внимание. Вспоминаю, как раньше, когда не знал еще интернета, мог ночи напролет читать, и далеко не простые книги. Как погружался в них без остатка. И ужасаюсь, понимая, что что-то меня меняет.

Это вовсе не ерунда. Это другой способ мыслить. Поверхностный, скользящий. Мозг просто отучается строить масштабные и многомерные образы. Нужно либо давать полностью готовые - как в компьютерных играх - либо не перегружать мозг тем, в чем «многобукоф».

А теперь самое важное. Современная школа, урок литературы. Проверяем знания по Пушкину. Думаете, нужно показать понимание сложных образов, выстраиваемых писателем? Нет, в рабочей тетради вопрос: «Сколько лет было Гриневу во время начала восстания Пугачева?». Вот и вам и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Тесты… В чем их настоящее, глубинное содержание? Чтобы сдать тест, нужно переживать культуру, или достаточно… ее просто холодно запомнить? Понимаете, что стоит за этой фразой? Все русские писатели дружно переворачиваются в гробах.

Вы чувствуете? На наших глазах происходит изменение фундаментального принципа. Людей перестает формировать книга, их начинает формировать нечто хаотичное и безжизненное, во что сегодня превратилась наша информационная среда, и во что стремительно превращается (кем?) наше образование. Если ничего не изменится, человек в массе своей в ближайшие десятилетия изменится кардинально. Он будет уже совсем другим.

Но я затеял эти все рассуждения ради одной простой мысли. Этот «новый человек» со скользящим мышлением обладает одним важным свойством - им очень легко манипулировать. Довольно просто конструировать внутренний мир человека, если он представляет из себя не сложную систему, а примитивный набор «хотелок». И манипуляция тогда заключается лишь в контроле за информационными потоками. Все остальное человек, подсевший на определенный тренд, сделает сам, ему просто нужно не мешать и иногда помогать.

А теперь финальный штрих. Слышали ли Вы, что в элитных учебных заведениях Запада для учащихся максимально жестко ограничивают доступ к интернету? Что заставляют детей читать очень большие и очень сложные тексты. Дети элиты должны уметь по-настоящему думать. Ведь им самим становиться элитой. Они должны уметь управлять. Управлять, естественно вот тем «текучим» общественным сознанием, что я описал выше.

И что это такое вместе? А это реализованные антиутопии. Это оформление окончательного разделения человечества на элиту и охлос, на господ и рабов (может, иногда и очень сытых, но все же рабов). Возможно даже разделение антропологическое. Вы, кстати, уверены, что контролирующие основные мировые ресурсы, элиты все еще считают нас такими же, как они, людьми? Я вот вовсе не уверен. Нехитрая логика может повести нас и дальше, но мне достаточно и этого.

Есть ли из этого выход? Есть. Он одновременно очень прост и колоссально сложен. Подумайте, кто заставляет нас часами просиживать перед разжижающими наши мозги экранами и мониторами? Никто. Кто запрещает нам читать и постигать мировую культуру, и этим по-настоящему формировать  себя? Никто. Кто велит не заниматься с родными детьми, оставляя все на откуп школе? Опять никто.

Видите, какая штука. Суть современного переформатирования информационной среды состоит в том, что это происходит как бы само собой. И воспринимается всеми как нечто естественное, как неизбежный прогресс.  Нет принуждения, нет единого центра. Есть формирующая всеобъемлющая среда. И в этом сила такого переформатирования. Но в этом же и его слабость. Потому как никто не заставляет нас отказываться от настоящей жизни, нас просто от нее …отвлекают. А значит, и никто не запретит к ней обратно вернуться, была бы к этому настоящая воля.

Представьте на мгновение, что миллионы людей перестали смотреть ТВ и сидеть часами в соц.сетях. Что начали учиться сами и учить своих детей (когда-то, кстати, это было нормой…). Что стали понимать, что происходит вокруг, и передавать это понимание окружающим. Что стали объединяться и менять вокруг себя жизнь, изменив сперва самих себя. Что в этом невероятного? Да ничего. Прецедентов подобных низовых движений в истории - масса. Так что слово за нами. Хотим мы быть информационными одноклеточными? Хотим видеть, как такими растут наши дети? Я думаю, все согласятся, что нет. Так что нужно просыпаться самим, будить других, объединяться, и «учиться, учиться, учиться».

Кто-то, кстати, уже начал нечто подобное.

Статья родилась не на пустом месте, а под впечатлением от выступления Рады Грановской, доктора психологических наук, профессора СПбГУ, академика Балтийской педагогической академии на Втором Съезде «Родительского Всероссийского Сопротивления»

психология, общество, съезд, образование, РВС

Previous post Next post
Up