За что дают Нобелевскую премию

Oct 10, 2015 10:10

Василий Семёнович Лановой в одном из своих интервью рассказывал, как в 90-ые к нему с издёвкой обратился какой-то "новый русский": мол, посмотри, в каком я шоколаде, потому что "есть такая профессия - родину продавать". Нет на самом деле такой профессии, есть давно известное всем предательство, которое сегодня пытаются завернуть в блестящий фантик премии, "облагородить", что ли. И нет у таких людей Родины.

Оригинал взят у sevredfire в За что дают Нобелевскую премию
На мой взгляд, после присуждения Нобелевской премии Мира Бараку Обаме, любой порядочный человек, выбранный нобелевским комитетом в качестве лауреата должен отказаться от этой награды. Если он конечно настоящий Человек.  Премия в области литературы в контексте России (СССР) не менее политизирована, чем премия Мира. Напомним, что одним из ее лауреатов в 1970 году был Александр СОЛЖЕницын…



Светлана Алексеевич лауреат Нобелевской премии по литературе

Когда в новостных лентах замелькала информация о присуждении Нобелевской премии в области литературы Светлане Алексеевич, захотелось узнать, кто это и о чем она пишет.
Почти сразу удалось найти сайт ее литературного агента, который, к слову, базируется в Кельне, Германия.

На сайте своего агента Светлана Алексеевич очень подробно рассказывает о себе и своем творчестве. Прочтем этот текст вместе.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
В ПОИСКАХ ВЕЧНОГО ЧЕЛОВЕКА
(Вместо биографии)

Я долго искала жанр, который бы отвечал тому, как я вижу мир. Тому, как устроен мой глаз, мое ухо... Пробовала себя....

И выбрала жанр человеческих голосов... Свои книги я высматриваю и выслушиваю на улицах. За окном. В них реальные люди рассказывают о главных событиях своего времени - война, развал социалистической империи, Чернобыль, а все вместе они оставляют в слове - историю страны, общую историю. Старую и новейшую. А каждый - историю своей маленькой человеческой судьбы.

Сегодня, когда мир и человек стали так многолики и многовариантны (искусство все чаще признается в свoем бессилии), и документ в искусстве становится все более интересен, без него уже невозможно представить полную картину нашего мира. Он приближает нас к реальности, он схватывает и оставляет подлинники прошлого и происходящего. Более 20 лет работая с документальным материалом, написав пять книг, я все время убеждаюсь и повторяю: искусство о многом в человеке не подозревает, не догадывается, и тогда это непознанное исчезает бесследно.

Но я не пишу сухую, голую историю факта, события, я пишу историю чувств. Можно еще назвать это - пропущенной историей. Что человек думал, понимал и запоминал во время события? Во что верил или не верил, какие у него были иллюзии, надежды, страхи? Что понял о себе и о мире...Это то, что невозможно вообразить, придумать, во всяком случае в таком количестве достоверных деталей и подробностей. Мы быстро забываем, какие мы были десять, двадцать или пятьдесят лет назад. А иногда стыдимся, или сами уже не верим, что так оно с нами и было. Искусство может солгать, а документ не обманывает...

Другими словами, Светлана объявляет свои книги истинной в последней инстанции. Не слабое заявление! Правда! Но читаем дальше.

Хотя документ - это тоже чья-то воля, чья-то страсть. Но я складываю мир своих книг из тысяч голосов, судеб, кусочков нашего быта и бытия. Каждую свою книгу я пишу четыре-семь лет, встречаюсь и разговариваю, записываю 500-700 человек. Моя хроника охватывает десятки поколений. Она начинается с рассказов людей, которые помнили революции, прошли войны, сталинские лагеря, и идет к нашим дням - почти 100 лет.

Вот и оно: ужас, ужас, ужас. По ощущениям Светланы Алексеевич, вся наша история сплошные революции, войны, лагеря - реки крови и сплошной мрак..

История души - русской души. Или точнее, русско-советской души. История великой и страшной Утопии - коммунизма, идея которого не умерла окончательно не только в России, но и во всем мире. Она еще долго будет дьявольски искушать и манить человеческие умы.

Для Алексеевич коммунизм - это дьявольское искушение человечества. А вот, например, что говорил о революции  другой лауреат Нобелевской премии - Ромен Ролан: « Революция как любовь и горе тому, кто этого не понимает».

И я хотела оставить рассказы самих ее свидетелей и участников.
 Моя хроника продолжается. Я иду по времени за своими героями...

Первая книга - "У войны не женское лицо"
 На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Они владели всеми военными специальностями - летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы... Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали.
 В книге женщины рассказывают о войне, о которой мужчины нам не рассказали. Такой войны мы не знали. Мужчины говорили о подвигах, о движении фронтов и военачальниках, а женщины говорили о другом - как страшно первый раз убить...или идти после боя по полю, где лежат убитые. Они лежат рассыпанные, как картошка. Все молодые, и жалко всех - и немцев, и своих русских солдат.

Не верю, женщина, у которой немцы убили хоть одного близкого человека - ребенка, мать, отца, брата, мужа никогда не сможет пожалеть убийц.

После войны у женщин была еще одна война. Они прятали свои военные книжки, свои справки о ранениях - потому что надо было снова научиться улыбаться, ходить на высоких каблуках и выходить замуж. А мужчины забыли о своих боевых подругах, предали их. Украли у них Победу. Не разделили.

А это что означает? Попытку принизить Великую Победу? Противопоставить друг другу героев Великой Отечественной по половому признаку? Выбить последнюю скрепу соединяющую воедино нашу большую страну? Это ж какой Иудой надо быть? Хотя впрочем, именно таким и дают Нобелевские премии.

Вторая книга - "Последние свидетели" (100 недетских рассказов)
 Воспоминания о войне тех, кому в войну было 7-12 лет. О войне говорят дети. Не политики, не солдаты и не историки. Самые беспристрастные свидетели. Война, увиденная детскими глазами еще страшнее...

Третья книга - "Цинковые мальчики"
 Книга о войне, которая была неизвестна и спрятана от собственного народа - о войне советских войск в Афганистане. Люди догадывались о ней только по цинковым гробам, приходившим из незнакомой страны.

А вот это прямая и наглая ложь. Все граждане Советского Союза  прекрасно знали о введении ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Советская пресса подробно писала об этой войне. Может быть, люди не достаточно хорошо  понимали смысл этой войны, но знали о ней все.

Это уже другая война и человек на ней другой. Мы потом его увидим на новых войнах - в Югославии, Чечне, Нагорном Карабахе...
 Меня часто спрашивали: почему столько книг о войне? Вы - женщина, а о войне обычно пишут мужчин? Потому что у нас не было другой истории, вся наша история - военная. Мы или воевали или готовились к войне. Иначе никогда не жили. Мы даже не подозревали, насколько мы - военные люди. Наши герои, наши идеалы, наши представления о жизни - военные. Вот почему так легко льется кровь на земле бывшей империи...

Да, история нашей страны это постоянные войны, но в чем их причина?  А она в том, что к нам постоянно приходили воинственные соседи с желанием убить и ограбить, ограбить и убить. Почему об этом не пишет Светлана Алексеевич. Может потому, что считает приходящих к нам завоевателей носителями свободы и демократии?

Червёртая книга - "Чернобыльская молитва" (хроника будущего)
 После Чернобыля мы живем в другом мире. Но совпало две катастрофы: космическая - Чернобыль, и социальная - ушел под воду огромный социалистический материк. И это, второе крушение, затмило космическое, потому что оно нам ближе и понятнее. То, что случилось в Чернобыле, - впервые на земле, и мы - первые люди, пережившие это. Мы с этим живем, с нами что-то происходит: меняется формула крови, генный код, исчезает знакомый ландшафт... Но для осмысления нужен другой человеческий опыт и другой внутренний инструмент, которых у нас еще нет. Наше зрение, наше обоняние не видит и не слышит нового врага - врага, я бы сказала, из будущего - радиацию, даже наши слова и чувства не приспособлены к тому, что случилось, и весь опыт страданий, который и есть наша история, тут не помогает. Мера ужаса у нас одна - война. Дальше сознание не движется.
 Застывает. А то, что называется Чернобылем, дальше Гулага, Освенцима и Холокоста...

Гулаг, Освенцим, Холокост - понятия в одном ряду. А ведь это попытка уравнять фашизм и коммунизм. Попытка объявить СССР одинаково  виновным  с фашистской Германией за развязывание Второй мировой войны. Знаете, что будет, если эта попытка удастся - второй Нюренбергский процесс уже над Россией, как правопреемницей СССР.

Трудно защититься от того, чего мы не знаем. Чего человечество не знает. Когда-нибудь эти годы, наши годы, чернобыльские годы, станут мифологическими. Новые поколения, одно за другим будут оборачиваться назад, к нам: как это случилось, что за люди тогда жили, что они чувствовали, как думали об этом, что рассказывали и запоминали?
 Эта книга не о Чернобыле, а о мире после Чернобыля. Свидетели рассказывают... Успели рассказать... Многие из них уже умерли... Но все-таки послали нам сигнал...

Пять книг о том, как люди убивали и как их убивали, как строили и верили в Великую Утопию, как человеческая жизнь у нас все время была чему-то равна - идее, государству, будущему. Мы жили в окопах, на баррикадах, на стройках социализма. "Но, - подумала я, - все это страшная правда, но не вся правда о человеке?" Так родилась идея книги - "Чудный олень вечной охоты" (сто рассказов о русской любви). Книга о том, как русский человек хочет быть счастливым, мечтает, но у него это не получается... Почему? И как он представляет себе Дом? Счастье? Любовь? И в конце концов - в чем для него смысл жизни? Кто мы такие?

Человек меняется. Наш мир меняется. Хроника продолжается...

Что-то подсказывает, что лейтмотив последней книги будет следующим: «Кровавый тиран Путин должен уйти».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

В общем, рецепт получения Нобелевской (да и любой другой западной) премии для современного русского писателя прост - облей грязью свою страну и ее историю, и тебя сразу заметят на Западе. Противно…

коммунизм, Солженицын, война с историей, Алексеевич, Россия, фашизм, СССР, Запад

Previous post Next post
Up