Оригинал взят у
filifavori в
Привет, хэллоуин! Так называется праздничное действие, которое завершит неделю английского языка для младших классов в гимназии, где учатся мои дочки. В силу чего, органично реализовалась старинная мысль - узнать, почему праздник называется Днём всех святых, а празднуют его в форме нечести. Оказалось, что полностью готовых и внятно обоснованных ответов нет, поэтому поиск занял чуть больше времени, но результат того стоит. И, право, это необходимо знать и осознавать.
Генезис хэллоуина
В современных исследованиях культурологов и антропологов встречаются противоречия в трактовках значений тех или иных элементов хэллоуина, в том числе и прямо относящихся к его зарождению и развитию. Но можно выделить неизменяемые общие черты и вкратце описать историю явления.
Исторические корни хэллоуина простираются в дохристианские культы кельтских племён Англии, Ирландии, Галлии (Северной Франции). В их представлениях календарный год делился на две части - летнюю и зимнюю. Божеством летней части являлся бог солнца-жизни, зимней - бог тьмы-смерти. Во время властвования одного божества, другой находился у него в плену. Праздник перехода времени/власти от бога-солнца к богу-тьме назывался Самайн (англ. Samhain), совпадал с временем окончания сбора урожая и приходился в ночь с 31 октября на 1 ноября.
В мистическое время на стыке зимы и лета, кельты верили, что духи и души умерших могли свободно проникать из мира потустороннего в мир живых. Самым страшным поверьем было то, что некоторые духи приходят, чтобы забрать тело живого человека и остаться мире живых. Чтобы не допустить этого наряжались во всевозможную одежду, пытаясь подражать самим злым духам и сбить таким образом их с толку.
В канун Самайна все тушили свои домашние очаги, которые возжигали потом приносимым в выдолбленных сушёных овощах ритуальным огнём, взятого от общего большого костра, где приносились жертвы и устраивались ритуалы богу тьмы-смерти. Считалось, что если удастся его задобрить, то он разрешит душам умерших предков посетить в эту ночь свои жилища. Для них и готовилось угощение.
Видно, что уже тогда сформировано три элемента ритуальных действий:
1. Использование костюмов, призванное сбить с толку злых духов и не дать им похитить тело.
2. Использование огня от ритуального костра - его как раз переносили в выдолбленных сушёных овощах.
3. Приготовление угощения, веря, что бог тьмы-смерти отпустит души умерших предков на одну ночь, и они смогут насытиться.
В I в. нашей эры римляне захватили территорию проживания кельтов и постепенно культура кельтов стала ассимилироваться с римской. Однако именно праздник Самайн сохранился в практически неизменном виде, так как в ту же ночь римляне праздновали день Помоны - богини растений. Кроме того, римляне также чествовали особо души умерших в специальный день - Фералию (21 февраля). Из-за схожей сущности обрядов, Самайн и просуществовал ещё долгое время.
С распространением христианства, церковные иерархи предпринимали неоднократные попытки искоренения язычества. Одним из видов борьбы являлись альтернатива или замещение - когда поверх старой формировалась новая культурная традиция. В 610 году папа Римский Бонифаций IV установил празднование дня памяти всех христианских мучеников на 1 мая. А с 834 года по указанию папы Римского Григория IV Западная Церковь перенесла празднование на 1 ноября. Таким образом, вечер (31 октября) перед праздником и получил название (в современной транскрипции) «All Hallows Eve». Чуть позже произошла редукция до «Hallowe'en» и в конце до современного «Halloween».
Наложение двух культурных традиций произвело по-настоящему уникальное явление. Древний обряд поклонению богу тьмы-смерти, с уподоблением потусторонним духам, верой в возвращение душ умерших в этот мир окрасился в обывательском сознании христианскими тонами, что придало существенную легитимность всему действу.
Что сейчас?
В настоящее время празднование хэллоуина стремительно захватывает новые культурные пространства во всём мире. В своём массовом представлении праздничное действо ассоциируется со старинной европейской традицией и детьми, одетыми в страшные карнавальные костюмы и выпрашивающие сладости. Однако, как не сложно заметить, атрибутика хэллоуина и смысловой посыл практически не отличаются от древнего Самайна. Происходит осознанное переодевание в костюм сил зла и уподоблению им по мере сил и фантазии. Также символом праздника и главным атрибутом осталась сушёная выдолбленная тыква со свечой внутри. Сохранился и атрибут угощения-приношения.
Можно дискутировать здесь по поводу насколько форма оторванная от своего содержания несёт в себе первоначальное содержание. Считается, что очень даже несёт. Но и если смотреть только на образность, то даже просто «игры» в демонскую силу являются фрагментарным аспектом начальной инициации в ряде сатанинских культов, некоторые из которых и объявили хэллоуин своим главным праздником. А помимо сатанистов, его избрали и те, кто в наши дни сознательно предает себя на служению злу - колдуны, ведьмы, всевозможные реставраторы древних языческих культов.
И это в школах?
Во многих общеобразовательных заведениях нашей страны проведение хэллоуина становится всё более популярным. Как правило, это происходит под эгидой изучения английской культуры (насколько хэллоуин подлинно принадлежит культуре и традициям Англии, а не, Ирландии и Шотландии - местам, где в своё время сохранились не завоёванные англосаксонскими племенами кельты - отдельный вопрос) в рамках преподавания английского языка.
У детей сильное влечение ко всему волшебному, сказочному, а главное - вера во всё это. Любое костюмированное красочное событие для ребёнка праздник. Но насколько достаточный отдаётся отчёт, какие под маской карнавального действа в хэллоуин скрыты реальные смыслы, неизменные с древних времён? Не говоря уже о том, что добровольно попускается детям участвовать в квазиритуальном действии, имеющим прямое отношение к религиозному сатанизму. Как бы абсурдно и ужасно не звучало - обратное доказать не получается - посредством проведения хэллоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях ведётся пропаганда религиозного сатанизма, обучение учащихся вероучению религиозного сатанизма и создаются непосредственные условия для дальнейшего вовлечения учащихся в религиозные объединения сатанистов.
Указывать на то, что проведение любых форм празднования хэллоуина в школах является по меньшей мере странным, а на самом деле недопустимым - уже излишне. Но в приложении стоит привести следующее заключение академика Российской академии образования, заведующего лабораторией гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания, доктора философских наук, профессора Филонова Г.Н. «О мероприятиях хэллоуина (Halloween) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».
«Специалистами лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания было проведено исследование происхождения различных аспектов (религиоведческого, социально-психологического, культурологического и др.), а также воспитательных последствий празднования дня хэллоуина в США и некоторых странах Западной Европы, практики мероприятий хэллоуина в современной России, в том числе проводимых в образовательных учреждениях.
Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что мероприятия хэллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб, противоречит законодательству о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, принципам государственной политики в области образования, основному содержанию воспитательной деятельности российской школы. Пропаганда насилия, агрессии, аморализма, асоциального поведения в детской и молодежной среде, составляющая единственный реальный «воспитательный эффект» мероприятий хэллоуина, особенно нетерпима в условиях противостояния всего российского общества и государства насилию и экстремизму. Все мероприятия хэллоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.
Специалисты Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, занятые научными исследованиями, разработкой содержания и методов воспитания в системе образования, в том числе гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, категорически рекомендуют органам управления образованием не только воздержаться от использования мероприятий хэллоуина в воспитательной деятельности образовательных учреждений, но и принять все необходимые организационные меры для недопущения их проведения в образовательных учреждениях по инициативе отдельных педагогов и руководителей образования с одновременным разъяснением учащимся и педагогам негативных последствий празднования дня хэллоуина для духовно-нравственного развития детей и молодежи, приобщения их к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе».