Оригинал взят у
zeitvonewigkeit в
Бумажная книга VS электронная книга Когда обсуждаешь кризис библиотек как жанра, неизбежно вопрос касается противопоставления способа чтения: с экрана и с бумаги. Часто такой спор сводится к тому, что стороны выражают свое субъективное предпочтение какого-либо варианта.
Понятно, что с технической стороны, у каждого варианта есть свои преимущества. Цифровой вариант можно копировать, ему не угрожает обветшание и воздействие воды и огня. Бумажный вариант не зависит от наличия технического устройства для чтения, которое питается электричеством, а также менее вредит зрению.
В соответствии с этими факторами каждый может подобрать удобный вариант для разных обстоятельств и для разного типа текстов. Если вопрос касается книги, а не сводок новостей, то я сам предпочитаю бумажный вариант. Исключением являются те случаи, когда бумажный вариант достать нельзя, или мне надо осуществлять поиск слов по тексту.
Но мне хотелось бы разобраться таком вопросе: как влияет тип носителя текста на восприятие читателем содержания?
Мною был осуществлен поиск статей, в которых сообщается об исследованиях, в которых экспериментальным путем определялось, какой вариант предпочтительнее для глубокого освоения текста. Удалось найти несколько статей, список которых я помещаю в конец этого поста.
Результаты я свел в таблицу:
№№
Место
Страна
Выборка
Сравнение
Победа
1
Ставангерский университет
Норвегия
50
Kindle и бумага
Бумага
2
Школы (10-е классы)
Норвегия
72
Экран и бумага
Бумага
3
н/д
Италия
50
Ридер и бумага
Бумага
4
Университет Лестер
Великобритания
н/д
Экран и бумага
Бумага
5
Альбертский университет
Канада
н/д
Экран и бумага
Бумага
6
Средняя школа (6-8 классы)
Россия
30
Экран, ридер и бумага
Бумага
7
Северный Арктический федеральный университет им. Ломоносова
Россия
н/д
Ридер, Экран и бумага
Бумага
8
Средние школы (8-16 лет)
Великобритания
40000
Планшеты, ридеры и бумага
Бумага
9
Колледж Brockport
США
90
Компьютер, ридер (kindle) и бумага
Ничья
10
Карлстадский университет
Швеция
н/д
Экран и бумага
Бумага
11
Майнцский Университет Иоганна Гутенберга
Германия
н/д
Ридер и бумага
Ридер
Как видно, в большинстве экспериментов преимущество в качестве усвоения в процессе глубокого чтения осталось за классическим вариантом: бумажной книгой.
В следующем посте, мы рассмотрим причины, по которым, по мнению экспериментаторов, глубокое чтение бумажной книги более качественное.
Список статей:
- http://pro-books.ru/sitearticles/15409
- http://wek.ru/informaciya-usvaivaetsya-luchshe-esli-tekst-napisan-na-bumage
- http://mirnov.ru/rubriki-novostey/nauka-i-tekhnika/chitat-na-bumage-poleznee-chem-na-yekrane.html
- http://inosmi.ru/world/20140601/220706887.html?id=220712620
- http://research.ria.ru/audience/20131004/918639645.html
- http://www.diary.ru/~spektrowski/p197468477.htm?oam
- http://fedpost.ru/sobytiya/45975-chtenie-s-yelektronnyx-knig-priznali-neyeffektivnym.html
- http://www.epochtimes.ru/content/view/54024/7/
- http://sciencenordic.com/paper-beats-computer-screens
- http://chto-proishodit.ru/news/2014/08/22/0001255
- http://psypress.ru/psynews/25457.shtml