Культура. Кто заказывает?

Mar 03, 2015 19:03

Оригинал взят у olga_vetluga в Культура. Кто заказывает?


Фото с http://rostov-dom.info/2011/04/otbrosit-rutinu-i-vyjjti-iz-matricy/

Недавно мы писали о программном заявлении чиновников от культуры о переходе к гуманитарным технологиям в форме социокультурных проектов. Напомним, что гуманитарные технологии - это технологии формирования антропосов с заданными параметрами. Также, социокультурные проекты позволяют облегчить бремя государства по финансированию культуры и перевести ее на коммерческую основу. Из чего вытекает вывод: кто платит, тот и заказывает музыку. Соответственно, возникает вопрос: кто заказчик?

Предпочтительной формой спонсирования социокультурных проектов чиновники называют частно-государственные схемы. Учреждение культуры должно представить в Министерство культуры проект для получения финансовой поддержки напрямую из бюджета через конкурс или через сеть некоммерческих фондов, а также искать источники финансирования в бизнесе и зарабатывать деньги самостоятельно.

Участие государства, как правило, ограничивается компенсацией заработной платы и коммунальных платежей. Бизнес наиболее благосклонно смотрит на проекты, приносящие прибыль, а потому поддерживает антикафе, арт-кафе и прочие «кафе», активно рекламируемые как субстрат, на котором растет современная посткультура. Эти заведения низводят до гастрономического уровня все, что может иметь отношение к культуре. Стандартный пример: игровые антикафе «PapaGamer» и «Позитиff» в Пушкино и Щелково, соответственно, или арт-кафе «Вишневый сад» в Сергиевом Посаде, где упор делается на банки с вишневым компотом, с которыми, видимо, и должен ассоциироваться у посетителей Антон Павлович Чехов.

При этом, если в Сергиевом Посаде сохраняют хотя бы видимость культурной пленки, в Коломне в музее «Коломенская пастила» не стесняются низводить культуру до способа повышения продаж сладостей, рекламируя дикий гибрид - «историко-гастрономические туры». Впрочем, посетители пишут в сети, что кроме чая, пастилы и костюмов официант-экскурсоводов, смотреть там нечего.

Таким образом, достигаются три цели: имитация культуры, стимулирование потребления и процветание бизнеса. Есть еще одна, не озвучиваемая цель, - примитивизация человека путем формирования в нем стереотипа восприятия культуры через призму физиологических потребностей.

Несколько лет назад в городах появилась еще одна тенденция, а именно, «урбанистические культура». Название образовано от английского слова «urban» - «городской». Слово «урбанистический» адресует к группе проектов, которые предполагают оживление, пробуждение и иное возбуждение городского пространства. Мы контурно очерчивали подобные проекты в статье «Проект «Антибиблиотека”, он же - технология двойного назначения».

Опишем еще один урбанистический «проект». 2 февраля 2015 года Агентство социальной информации анонсировало запуск проекта «Культура места», который не ограничивается рамками отдельного города. В статье обозначено, что «летом в Ульяновске, а также в Астрахани, Волгограде, Архангельске и Челябинске будет реализовываться урбанистический проект «Культура места»… Волгоградская команда будет работать с удаленными от центра города пространствами, в Астрахани с городскими площадями, которые неактивны большую часть времени в году, в Архангельске с промышленными зданиями, а команда челябинцев возьмется за реализацию проекта на территории «не динамичного» Дома культуры. В свою очередь в Ульяновске проект будет осуществляться на территории заброшенного Парка дружбы народов».

Идея принадлежит менеджеру в сфере культуры Фонда имени Роберта Боша Корнелии Райхель и руководителю ульяновского креативного пространства «Квартал» Павлу Андрееву.



Корнелия Райхель



Павел Андреев

Проект проводится в рамках стипендиальной программы "Менеджеры в сфере культуры Фонда имени Роберта Боша в Российской Федерации. Предполагается, что он будет волонтерским, хотя организаторы заявляют: «мы не откажемся от финансовой помощи, если кто-то захочет ее предложить... Мы заинтересованы в личном вкладе предпринимателей как жителей Ульяновска. Для этого будем создавать систему сбора средств, которая известна как краудфандинг» (за непонятным словом прячется сбор денег на проект, в том числе через Интернет).

Заключительным мероприятием проекта станет летний фестиваль инициатив по изменению городской среды в Ульяновске.

Организатор и частичный донор акции - частный немецкий Фонд имени Роберта Боша (Robert Bosch Stiftung GmbH). Он был основан в 1964 году, в России официально работает с 2009 года.



Фото с http://www.mitost.org/index.php?id=3545

Направления его деятельности включают «разработку и содействие в проведении различных программ и конкурсов», а также «финансовую поддержку пилотных проектов в области общественных исследований, здравоохранения, гуманитарной помощи, укрепления взаимопонимания между народами, а также молодежной тематики, образования и гражданского общества». Для улучшения взаимопонимания между народами фонд ставит задачи «преодоления предрассудков и изменения образа мышления». Финансовой базой фонда являются доходы компании Robert Bosch GmbH, в которой фонду принадлежит 92% акций.

Инструменты для реализации поставленных целей и задач включают:
- гранты,
- стипендии,
- премии,
- программы для журналистов,
- исследования в области медицины и демографического развития.

Еще один инструмент - комиссии, в том числе «Международная комиссия по Балканам» и «Семья и демографические изменения». «Международная комиссия по Балканам» принимала самое активное участие в разработке и реализации проекта расчленения Югославии. Отдельные аспекты его деятельности описаны в статье, опубликованной 31.01.2006 г. на сайте German-Foreign-Policy.com, в которой прямо указывается на интенсивную работу немецких разведывательных служб через некоммерческие организации на территории Косово. Та же комиссия вместе с международными аналитическими центрами активно занималась «гуманитарными интервенциями» на нашем Северном Кавказе, в том числе в Чечне. Пример совместного отчета (2007 г.) фонда Роберта Боша и Центра стратегических и международных исследований (США) по указанной проблематике можно почитать на ресурсе «Кавказский узел».

В свое время публикации в Wikileaks спровоцировали дискуссию о том, что фонд Боша является прикрытием для службы внешней разведки Германии (нем. Bundesnachrichtendienst, BND).

Вернемся к культуре. Здесь, как говорится в статье «Фонду имени Роберта Боша - 50» от 17.02.2014 г. на сайте Германия-онлайн.ру, Фонд Роберта Боша применяет в качестве инструмента двухгодичные стипендии так называемым «менеджерам в сфере культуры» и отправляет своих стипендиатов в разные регионы России. «Молодые специалисты проходят практику в одном из учреждений, набираются российского опыта, делятся с коллегами немецким, проводят семинары, а также занимаются собственным межкультурным проектом и налаживает международные связи. Сейчас в рамках данного проекта в России - а именно, в Челябинске, Волгограде, Астрахани, Архангельске и Ульяновске - трудятся пять молодых специалистов из Германии».

То есть возбуждение городской среды происходит под чутким руководством молодых немецких менеджеров, которые, действуя согласно программам стипендий, сочетают управление проектами с социологическими, политическими и демографическими исследованиями. И, как говорится в той же статье, «всё для того, чтобы русские и немцы лучше узнали друг друга».

Впрочем, гуманитарными интервенциями и культурными проектами деятельность фонда Роберта Боша на территории России не ограничивается. В статье «Международная деятельность немецкого фонда им. Роберта Боша», опубликованной 06.03.2013 г. на сайте «PhD в России», говорится о том, что фонд «заинтересован в поощрении молодежных проектов для развития демократического общества в Российской Федерации, поскольку именно с развитием демократических ценностей в России и усилением либерально-демократических сил представители Фонда связывают стабильность и безопасность». А с этой целью Фонд намерен «поддерживать демократических представителей молодежи, которые в будущем могут стать политическими и общественными лидерами», особо выделяя социологов и политологов, что, по мнению фонда, «должно способствовать стратегическому диалогу ФРГ и РФ, укреплению и улучшению имиджа двух стран». По сообщениям в других СМИ, поддержка этого направления со стороны фонда в последнее время усиливается.

Каким образом осуществляется такая поддержка?

Рассмотрим один из вариантов поддержки, изложенный в статье «Исследовательские стипендии Фонда Роберта Боша», публикованной в том же году на сайте Theory and Practice:

«Королевский институт международных отношений в Великобритании (Chatham House) в сотрудничестве с Фондом Роберта Боша (Robert Bosch Stiftung) объявили конкурс для кандидатов из стран Восточного партнерства и России на получение стипендий 2014-2015 года. Цель программы - дать возможность следующему поколению ученых из регионов повысить свои знания в сфере постсоветской политики, развить исследовательские навыки, внести вклад в исследования Chatham House и наладить связи в политических и академических кругах Великобритании, Германии и ЕС в целом».

Речь идет об отборе молодых специалистов для работы в одном из крупнейших глобальных аналитических центров - Chatham House. Страны, где производится отбор таких специалистов, включают Армению Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдову, Россию и Украину.

Стипендиатам, которые должны иметь «высшее образование в области международных отношений, общественных дисциплин или экономики» и «находиться на ранней стадии своей карьеры, но иметь опыт исследовательской работы в области политики, экономики или общества России, Восточной Европы, Южного Кавказа или европейской политики в этом регионе» предлагается на выбор время участия в программе работы на Chatham House и Robert Bosch Stiftung: январь-сентябрь 2014 года или сентябрь 2014 - январь 2015 года. Стипендия составляет 3 000 евро ежемесячно на транспортные расходы и расходы на проведение исследований.

Подробнее про Chatham House можно почитать здесь, здесь и здесь .

Вот такие структуры начали проявлять пристальное внимание к изменению и оживлению городского пространства на севере, юге и в центре нашей страны. Вопрос - зачем? И будут ли исследования двойного назначения способствовать укреплению имиджа и улучшению взаимопонимания между Россией и Германией?

урбанистика, арт-кафе, антикафе, chatham house, антибиблиотека, культура, Фонд Боша, проект, городская культура

Previous post Next post
Up