Российские IT-блогеры представили новый, ещё не анонсированный Apple MacBook с процессором M4. Эксперты предполагают, что если информация подтвердится, компания проведёт расследование утечки и, возможно, заблокирует устройства дистанционно.
Фото: Scott Olson / Getty Images Недавно российские IT-блогеры Wylsacom (настоящее имя - Валентин Петухов) и Romancev768 (Сергей Романцев) опубликовали на своих YouTube-каналах обзоры ноутбука MacBook Pro 14 с новым чипом M4, анонс которого должен был состояться в ноябре. Один из известных на рынке инсайдеров, ShrimpApplePro, сообщил, что у него есть около 200 новых MacBook.
[Spoiler (click to open)]Иностранные технологические журналисты уже назвали эту потенциальную утечку «беспрецедентной» и одной из самых крупных в истории компании. Однако некоторые зрители считают, что представленные ноутбуки могут быть подделкой, поскольку они упакованы в такую же упаковку, как и предыдущие модели, хотя Apple обычно обновляет дизайн.
В то же время технологический журналист Bloomberg Марк Гурман отметил, что тест производительности процессора, проведенный Wylsacom, «соответствует ожиданиям от моделей с улучшенными характеристиками, но без существенных внешних изменений». Гурман также обратил внимание на видео Romancev768, где видно, что в характеристиках устройства указан чип M4.
Как утверждает в своем обзоре Wylsacom, он получил новую модель устройства от неизвестного человека, который сам нашёл блогера. Романцев же утверждает, что купил ноутбук по очень завышенной цене на неком сервисе, где отслеживает выход новинок с помощью парсера - специальной программы для анализа больших данных.
По сообщениям в профильных изданиях и телеграм-каналах, объявления о возможности купить новый MacBook Pro с чипом M4 начали появляться на «Авито» по цене от 720 тысяч до 1,2 миллиона рублей. В пресс-службе компании сообщили, что на платформе было только одно объявление, которое было удалено модерацией. «Это общий сценарий для подобных объявлений, когда купить товар физически ещё нет возможности нигде в мире. Это сделано в целях усиления безопасности сделок на платформе и защиты пользователей», - объяснили в «Авито».
Как новинка могла попасть в Россию
Источник РБК на рынке электроники утверждает, что новые MacBook Pro на M4 были произведены задолго до анонса на фабриках в Китае или Индии под определённые даты. По его словам, Apple всегда заблаговременно готовит крупные партии своей продукции и развозит их по дистрибьюторским складам по всему миру, чтобы товар появился на полках всех магазинов к старту продаж. «Официальные представители соблюдают все договорённости с Apple. Однако надо учитывать, что в России американская компания больше не работает, а мы сейчас являемся самой засанкционированной страной, поэтому выпадаем из радара влияния Apple и по большому счёту можем делать всё, что хотим», - рассуждает собеседник.
После начала специальной военной операции на Украине Apple прекратила официальные поставки своей продукции в Россию. Товары этого производителя доступны в стране благодаря параллельному импорту, то есть ввозу без разрешения правообладателя.
Дистрибьюторы Apple по всему миру обычно заранее получают доступ к товару, который потом официально анонсируется, рассказывает пресс-секретарь сети техники и электроники reStore: Людмила Семушина. По её словам, появление новых MacBook Pro на М4 сначала у блогеров, а потом и в продаже через частников на сайте частных объявлений говорит о том, что какой-то дистрибьютор рискнул своим контрактом с производителем и с большой наценкой продал часть партии раньше разрешённого срока. «MacBook - это не тот товар, за который потребитель готов переплачивать так много, чтобы приобрести его раньше других. Так поступают любители iPhone, а не пользователи ноутбука, выбор которого - это осознанная продуманная покупка под конкретные задачи. Пользователи MacBook Pro скорее дождутся анонса и сбалансированной цены на рынке, когда товар появится у проверенных продавцов», - указала Семушина.
Какой будет реакция Apple
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин полагает, что показанные ноутбуки были украдены по дороге с производства, поэтому реализовать их будет нельзя, но «тем не менее их продают». Он предположил, что активированные в России новинки будут заблокированы американской корпорацией, так как Apple, по его утверждению, может видеть активацию новых устройств. «Если говорить про реакцию Apple, она может быть очень широкой. От наказания компании-производителя продукции, чего, скорее всего, не случится, до каких-то других последствий. Американские политики могут использовать случившееся, чтобы надавить на компанию, чтобы та закрыла возможность активации всех новых устройств в России. Компания, конечно, пытается этого избежать», - рассуждает Муртазин. В то же время он оговорился, что случившееся - прецедент.
Apple должна инициировать внутреннее расследование из-за утечки, попытаться найти и наказать виновного, говорит источник РБК на рынке электроники. «Но даже если это им удастся, прецедент уже создан. Не исключено, что это не будет единичным случаем, а станет трендом, когда задолго до анонса техника ушедших из России брендов будет появляться на российском рынке», - указал он. Собеседник также отметил, что после такого случая Apple должна усилить безопасность, ввести дополнительную систему надзора, чтобы избежать подобных утечек. Но это, в свою очередь, может сказаться на имидже и доступности продуктов. «Если раньше они делали презентацию и уже через неделю запускали продажи, то теперь они могут перенести старт продаж на три-четыре недели после презентации из-за усиленных мер контроля и отсрочки распространения товара по партнёрам», - пояснил собеседник.
РБК направил запрос в Apple.
Как MacBook продаётся в России
По данным «Марвел-Дистрибуции», Apple занимает около 6% российского рынка ноутбуков в количественном выражении и 12,2% - в денежном. При этом продажи «уверенно растут» по сравнению с прошлым годом. Всего по итогам девяти месяцев этого года в России было продано 135,8 тыс. ноутбуков Apple на сумму 17,1 млрд руб., что больше, чем за аналогичный период 2023-го, на 13,5 и 15,6% соответственно. По данным «Марвел-Дистрибуции», лидерами на рынке ноутбуков по числу проданных устройств по итогам девяти месяцев были: Asus (16%), Huawei (15%), Honor (8%), MSI (8%) и Lenovo (6%).