Почему на многих старых фото у домов нет труб? Выясняю, в чем может быть причина
1 June 2020170k full reads
Читатели часто задают вопросы, которые вызывают во мне любопытство, и я сама начинаю искать на них ответы.
Например,
почему на старых фото в северных или сибирских деревнях возле домов практически отсутствует растительность и деревья. Или почему на очень многих домах нет труб?
Вот эти фото многих смущают (их можно листать). Красноярский край, начало ХХ века
На этот второй вопрос у меня есть предположение: во многих домах попросту топили по-черному, вплоть до ХХ века. Хотя, конечно странно, что многие дома - огромные, выглядят довольно богатыми. Неужели люди не могли сделать нормальную печку с трубой?
Но это я сейчас рассуждаю со своих позиций современного человека. Мне отопление по-черному (при котором дым идет не в трубу, а в помещение и выходит через дверь и специальные отверстия в стене или крыше - волоковые окна) кажется просто диким.
Пример волокового окна. Benzinych.ru
А ведь вполне можно предположить, что еще сто лет назад изба по-черному (ее еще звали курной или рудной) казалась людям вполне нормальной и привычной. Их предки грели так дома веками, и потомки, по накатанной, топили свои печи точно также. Ну а зачем что-то менять, если так повелось издревле, и стало привычным и даже, возможно, удобным.
Курная изба, источник:
http://www.onegaonline.ru Тем не менее, не обойдусь предположениями, а попробую их подтвердить ссылками на достоверные источники.
Так, например, в публикации Красиловой Людмилы Альбертовны Русская изба - традиции и современность // Вестник ИрГТУ. 2011. №7 (54) говорится, что:
С давних времён и вплоть до XIX в. на Севере, да и по всей России, ставили почти исключительно «курные» избы. Чёрная изба топилась «по-чёрному» каменной или глинобитной печью или очагом без дымохода. Дым проходил («курился») через комнату, согревал её и выходил через открытую дверь, либо через окно или дымницу (отверстие над печью в кровле).
С XV в. получают распространение печи с трубами. Изба «белая» («белокурная») топилась «по-белому» - печью с дымоходом. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах.
Лишь в XVIII в. и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX в. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору.
У О.Коньковой, Л.Лаврентьевой и Л.Сакса "Коренные народы Ленинградской области". СПб., 2014 сказано, что:
"Еще в 1930-х годах в деревнях сохранялось много домов с печами, топившимися по-черному. Поэтому на праздники, особенно к Пасхе, девушки и молодые женщины тщательно мыли избы, очищая потолки и стены от копоти хвощом и мелким песком".
Курная изба в приходе Каприо (ныне Ломоносовский район). Фотография С. Паулахарью. 1911 г. (Из книги «Ингерманландия глазами Самули Паулахарью. Велоэкспедиция летом 1911 года»
Или вот еще из статьи А. Пермиловской "Курные избы Ошевенска" :
"....Курные избы в конце XIX века были довольно широко распространены по всему Северу, но сохранились - без всяких переделок - до сего времени только в Ошевенской слободе... Бывая в экспедициях на Каргополье, не раз спрашивала старых людей: отчего у вас так долго сохранялись рудные избы? Ответы, если получала их, бывали самые разные, но многие были по-своему убедительными и интересными.
Одни объясняли приверженность ошевенцев к этому типу жилища долговечностью строения, мол, дым из черной печи пропитывал стены сруба, происходила своеобразная консервация древесины, потому-то век рудных изб был более долог, чем у всяких иных.
Женщины нередко приводили такой довод: курная печь надежно держала тепло, создавая температуру в избе до 25 градусов, и при этом не требовала много топлива.
Одна старушка, помню, вздохнула: «В рудных-то избах было тепло как в байне - зимой по полу босиком ходил...."
То есть, как выясняется, отопление по-черному не всем казалось неудобным и люди находили в нем даже свои преимущества. Вплоть до ХХ века.