Часть I. Начало своего дела
В: А где же я возьму Начальный Капитал, если не буду совершать преступлений?
Меньше смотрите фильм «Жмурки». Начальный капитал нужен, если Вы хотите купить нефтяную вышку или автомобильный завод. Если же Вы хотите открыть, например, салон красоты или продовольственный ларёк, денег Вам понадобится совсем немного. При известной экономии более чем реально уложиться в несколько тысяч долларов. Для некоторых видов бизнеса даже несколько тысяч долларов не являются обязательными.
«Начальный капитал» - это просто оправдание для тех, кто своё дело начинать вроде бы как и хочет, вот только не прямо сейчас.
Кстати, знаете, что говорят жители США на вопрос «почему ты не открываешь свой бизнес?». У них-то на открытие бизнеса получить кредит не проблема. Стандартный ответ жителя США: «Как же я открою свой бизнес - у меня ведь нет образования».
B: Какими качествами нужно обладать, чтобы стать предпринимателем?
Если речь идёт о личных качествах, желательно не иметь таких привычек как зависимость от алкоголя, наркотиков и игровых автоматов.
Что касается деловых качеств - очень сильно поможет упорство. Без всего остального (умения быстро соображать, специальных знаний, коммуникабельности) вполне можно обойтись.
Реально требуется только одна вещь - желание иметь свой бизнес. Ведь очень многим людям гораздо приятнее, когда кто-то принимает решения за них. Этим людям, разумеется, будет удобнее работать под чьим-то руководством.
В: Я не умею бить и обманывать людей, обязательно ли это нужно для ведения бизнеса?
Нет, не обязательно. Хотите - обманывайте, хотите - нет. Более того, владельцы бизнеса даже могут себе позволить быть принципиальными, если, конечно, у них есть в этом внутренняя потребность.
Потому что никто не скажет руководителю фирмы: «Засунь, Гоша, в жопу свои принципы и иди обслуживай этого клиента».
Например, один мой знакомый владелец автомастерской был уволен из ГАИ за то, что оштрафовал министра. Сейчас он сам себе хозяин, и живёт так, как считает правильным.
В: Реально ли получить кредит в банке на начало своего дела?
Реально, но довольно тяжело. Если бы я сейчас вдруг разорился и вынужден был бы начать с нуля, я бы даже и не пытался.
Потому что начать можно и без денег, а через год-другой работы появится масса возможностей эти самые кредиты получить.
Поймите меня правильно - банки тоже хотят чего-то заработать выдавая кредиты. И какой им смысл выдавать кредит под открытие фирмы, если с вероятностью больше 50% эта фирма закроется в первый же год работы?
Кстати, по той же причине я не советую Вам продавать свою квартиру, чтобы начать своё дело. Если у Вас нет опыта ведения бизнеса, эти деньги, скорее всего, будут бессмысленно потрачены на разные глупости.
В: Вот Вы говорите «начни с малого». Но ведь если начать скромно, так ведь и будешь всю жизнь работать «на коленях»?
Большой чистый офис, чёрное кожаное кресло для и секретарь с большой грудью и красивой задницей - всё это, конечно, приятно и полезно. Но в начале работы вполне можно обойтись и без этих излишеств. То же самое относится и к дорогому оборудованию, и к сотрудникам на окладе, и вообще ко всем вещам, на которые можно потратить деньги.
Чтобы проиллюстрировать это, расскажу одну историю. Некий юноша, выпускник института Лесгафта, несколько лет назад хотел открыть тренажёрный зал. Он подсчитал стоимость тренажёров, стоимость ремонта помещения, и у него получилась цифра в сто тысяч долларов.
- Миша, - сказал я ему, - а у тебя есть сто тысяч долларов?
- Нет.
- А почему бы тебе не быть скромнее, и не купить какие-нибудь старые тренажёры, чтобы уложиться, скажем, в пять тысяч долларов, которые ты сможешь найти?
- Как ты не понимаешь, Фриц, это ведь будут херовые тренажёры! А я хочу работать только на самых лучших!
Ну, Вы уже поняли? Ничего Миша не открыл. Так и ищет до сих пор эти сто тысяч долларов. Короче, скромность украшает не только восточных женщин, но и русских предпринимателей.
В: Реально ли начать бизнес «потихоньку», не уходя со своей основной работы?
Да, реально. Хотя, честно говоря, я не вижу особого смысла так поступать. Вы же не продолжаете встречаться со своей предыдущей девушкой, когда находите новую? Или таки продолжаете?
В: Где найти надёжных компаньонов?
Совместное ведение бизнеса - довольно сложный процесс. Если в фирме два компаньона, у них большие шансы поссориться и стать врагами. Если в фирме четыре компаньона, они перессорятся почти наверняка. Имейте это в виду.
В общем случае, чем меньше компаньонов, тем лучше. Впрочем, какой бы вариант Вы ни выбрали, в любом случае Вы получите ценный жизненный опыт.
В: Где взять новую идею для открытия бизнеса?
О, это одно из самых распространённых заблуждений. Дескать, всё что можно, уже есть, и нужно обязательно найти что-то новое.
На самом деле, настоящие деньги приносят как раз старые, проверенные кем-то другим методы. Например, торговля мебелью (IKEA) или универсамы (Wallmart). Да и Билл Гейтс всю свою карьеру только и делал, что перенимал чужие идеи.
Короче, откройте обычное кафе, или обычную парикмахерскую. Если это приносит деньги тысячам других предпринимателей, принесёт и Вам.
Ну а первопроходцам, которые открывают что-нибудь вроде «Магазина Запахов Леса», обычно как раз достаются все шишки и пиздюли.
В: Дадут ли мне конкуренты начать свой бизнес?
Есть такое распространённое заблуждение. Дескать, существует заговор бизнесменов, и, как только на рынок приходит чужак, его тут же избивают бейсбольными битами, за то, что он посмел влезть на чужую территорию.
Так вот. Возможно, в некоторых регионах это и справедливо для отдельных отраслей крупного бизнеса. Например, кто из нас не слышал о злоключениях Эльдорадо в Новгороде?
Однако в малом бизнесе ситуация совершенно другая. Представьте себе, например, полупустой вагон метро. В этом вагоне сидят обычные, незнакомые друг с другом люди. Как полагаете, дадут ли они Вам войти в вагон? Или изобьют до полусмерти, чтобы Вы не дышали одним с ними воздухом?
Ответ очевиден. Скорее всего, эти люди даже не заметят, что в вагон вошёл кто-то ещё.
То же самое относится и к малому бизнесу. Если Вы откроете ещё одно агентство недвижимости, никто не придёт бить Вам морду. Ваши конкуренты даже не обратят на Вас внимания.
В: Какой опыт работы и образование нужно получить, чтобы открыть свой бизнес?
Никакого. Более того, образование и опыт работы будут скорее мешать.
Дело в том, что жизнь есть жизнь, и с возрастом люди не становятся моложе. И чем больше Вы отработаете наёмным работником, тем сложнее Вам будет круто изменить свою жизнь и стать самому себе хозяином.
То же самое относится и к высшему образованию. Знания даются студентам не просто так. Взамен в студентах вытравливается свободолюбие, инициативность и решительность, которые так нужны начинающему предпринимателю, чтобы сделать первый шаг.
Разумеется, ни высшее образование, ни значительный стаж ещё не поставят на Вас клеймо наёмного работника. Просто имейте в виду, что с каждым прожитым годом решиться изменить свою жизнь будет сложнее и сложнее.
Что же касается знаний и умений - буду краток - они Вам не пригодятся. Тем вещам, которые бизнесмен должен делать лично, Вас нигде не научат.
Часть II. Финансовые вопросы
В: Как, вообще, можно вести бизнес в России, где его душат налогами?
Давайте считать, сколько налогов платит малый бизнес. Допустим, мы сидим на УСН (упрощённая система налогообложения), вариант «Доходы».
Единый налог (с дохода): 6%
Отчисления ПФР (с зарплаты сотрудников): 14%
Допустим, мы владеем фирмой по оказанию курьерских услуг, и наша выручка за месяц составила 200 000 рублей. Из них на зарплату сотрудникам ушло 100 000 рублей. Мы заплатим:
6% от дохода - 12 000 рублей.
14% с зарплаты - 14 000 рублей.
Вычет из ЕН (за большой ПФР) - 6 000 рублей.
Итого, при доходе в 200 000 рублей Вы заплатите 12 000 + 14 000 - 6 000 = 20 000 рублей. Это что - называется «малый бизнес душат налогами»? Простите, но если для бизнеса эти суммы являются критичными - это не бизнес, а художественный онанизм.
Впрочем, я сейчас показал картину, когда наша фирма работала полностью по белому. На практике, скорее всего, значительная часть выручки не будет показываться. То есть, реальные налоги будут ещё меньше.
PS: Вначале в качестве примера я приводил парикмахерскую. Как мне указали в камментах, парикмахерская сидит на ЕНВД, а на ЕНВД налоги будут ещё меньше.
В: Как можно работать, получая прибыль, когда вокруг столько конкурентов?
Удивитесь, можно. Причём без особого напряга. Вот аналогичные вопросы:
- Как можно устроиться на работу программистом, когда вокруг столько конкурентов?
- Как можно пообедать в МакДоналдсе, когда вокруг столько конкурентов?
- Как можно найти себе девушку, когда вокруг столько конкурентов?
На самом деле, конкуренция не является для малого бизнеса сколько-нибудь значащим фактором. Более того. Из-за своей гибкости малый бизнес, как правило, более устойчив, чем крупный или средний.
Например, я не представляю себе, как может конкуренция разорить небольшую фирму по ремонту сантехники. Пока люди пользуются унитазами, для этой фирмы всегда будет работа.
В: Если всё так чудесно, почему же тогда так много фирм разоряется?
Разоряются фирмы почти всегда по одной причине. Ошибки управления.
Классический пример: небольшая фирма работала с одним крупным заказчиком и предоставляла этому заказчику большую отсрочку платежа. Через какое-то время поставщик вконец обнаглел и перестал платить. За несколько месяцев, в течение которых небольшая фирма выпрашивала свои деньги обратно, сотрудники разбежались, а долги поднакопились. Руководитель принял решение закрыть предприятие.
Кто был виноват? Руководитель. Не хер было работать с единственным клиентом, и уж тем более не следовало предоставлять этому клиенту отсрочку платежа.
Вообще, сейчас я скажу, наверное, самую важную вещь во всём этом F.A.Q.’е. Главное для малого предприятия - это хороший управленческий учёт. Чтобы руководитель видел, может ли он позволить себе, например, нанять ещё одного сотрудника или купить ещё один станок.
Большинство фирм, которые разорились или росли слишком медленно, поимели свои проблемы именно вследствие плохо поставленного учёта.
Кстати, это ещё одна причина, почему сделать свою жену бухгалтером - весьма спорная идея. Ведь маловероятно, что Ваша жена хорошо разбирается в управленческом учёте.
В: Насколько разорительны взятки и поборы?
Чего греха таить, иногда предпринимателям приходится давать взятки. Причём, как правило, когда они что-то нарушают.
Например, когда дальнобойщик везёт фуру с перегрузом, он не будет удивляться необходимости отдать несколько сотен рублей на каждом посту ГИБДД. То же самое относится и к общепиту - иметь кафе и не давать взяток довольно тяжело.
Однако есть отрасли бизнеса, где взяток давать не нужно. Например, торговать женскими сапогами или оказывать услуги клининга вполне можно не сталкиваясь с контролирующими органами.
Впрочем, давайте откровенно, взятки не являются чем-то чудовищным. Да, неприятно, но не более того. Проведу аналогию.
Допустим, у нас есть ферма, а на ферме стоит амбар с зерном.
Вариант 1: Мы законопачиваем все щели и дыры, и содержим амбар в идеальном порядке. Крысы не заводятся.
Вариант 2: Мы кормим несколько котов, которые поедают крыс.
Выбор за Вами. Вы можете ничего не нарушать, и ничего не платить, или можете нарушать, и кормить котов в погонах. Оба варианта имеют право на жизнь.
В: Что делать, если я не умею давать откаты? Смогу ли я продать хоть что-нибудь корпоративным клиентам?
Откаты, несомненно, являются неотъемлемой частью российского бизнеса. Причём, пародоксальным образом, откаты не только вредны, но и полезны. Про вред откатов известно всем, ну а пользу откатов, думаю, тоже можно понять.
Впрочем, опять таки, никто не заставляет Вас давать откаты. Не скажу за крупный бизнес, но в малом и среднем бизнесе вполне можно продавать свой товар и без откатов. Скажу больше, среди моих знакомых предпринимателей больше половины технологией откатов не пользуются. Не считают нужным.
В: Как быть с постоянными проверками налоговой?
Скажу кратко. В первые три года Вашей работы, скорее всего, Вас проверять не будут. Ну а через три года у Вас появится достаточно опыта, чтобы решить все проблемы с налоговой и без моих советов.
Что же касается ежеквартальной сдачи отчётности в налоговую, этот процесс донельзя формален. То есть, правильно оформляете документы, относите в налоговую, и живёте до следующего отчётного периода.
Никаких передач пачек денег, скрученных в рулоны, при этом нет. Ставили когда-нибудь на учёт машину в ГАИ? Так вот - в налоговой отчёты сдаются примерно так же. Отстоял очередь, сунул бумаги в окошко, поехал обратно в офис.