Оригинал взят у
mostovoy в
Омск против Цюриха. Деньги против инфраструктуры. Всем доброго. Именно такая инфраструктура притягивает людей с деньгами, наполняя городские бюджеты астрономическими суммами. Тема этой статьи сама пришла прямо ко мне в руки. Коллега Сергей Никитский выпустил интересную публикацию,
сравнив бюджет Омска с бюджетом Цюриха. Скажу честно, я внимательно отношусь к ситуации в Омске, а регулярной информации более чем предостаточно благодаря замечательным журналам
vdovinea,
omchanin и, разумеется, блестящим комментариям Константина Коштанова, который помогал мне делать некоторые расчёты по дорогам.
По поводу бюджета Цюриха. Он действительно огромный. Но эти деньги город зарабатывает сам. Своим вкладом в удобную пешеходоориентированную среду, зеленый НОТ. Чтобы пожить там стоит целая очередь богатых иностранцев. С деньгами. Из-за ажиотажа и нашествия обеспеченных граждан в Швейцарию, последняя вынуждена регулярно сокращать возможности для переселения. Давно известно, что Швейцария не берет обычных малообразованных мигрантов. Вход только для очень умных и образованных со специальными навыками, которых в стране нет, либо для обеспеченных, которые будут платить огромные налоги в стране. Это один из экономических китов страны. Для того, чтобы даже среди таких людей образовалась очередь необходимо было основательно заняться своей собственной землей.
Так что первично, крутая инфраструктура или чрезмерные доходы?
Важно понимать, что есть маленькое отличие между нами и ими. На постсоветском пространстве очень часто несознательно или сознательно озвучивают одну серьезную стратегическую ошибку.
«Вот у них денег много, поэтому они делают как надо. А у нас денег нет, поэтому имеем то, что есть.»
И это заблуждение распространяется как вирус, паразитируя на любом человеческом здравомыслии и логики. Руки опускаются, и человек погружается в безнадёгу. А теперь запомните то, что я сейчас напишу. Распечатайте, обведите в рамочку и повесьте на стену, можно без моего имени.
Не инфраструктура строится на сверхдоходы. А сверхдоходы получают благодаря вкладу в инфраструктуру.
Как этого добились в Цюрихе?
Первая задача. Правильные приоритеты и стратегия планирования. К чертям отказались от пафосного и абсолютно ненужного метро, расширения дорог и строительства развязок. Другой богатый швейцарский город, кстати, в свое время отказался от Олимпиады, предпочтя вклад в свои качественные улицы, детские сады и школы класса хай тек. На все денег нет ни у кого, надо делать приоритеты. Спортсмены, строители и телевизионщики отгуляли, хорошо. А дальше что?
Вторая задача. Зеленый НОТ и ЖД. Вместо триллионов на метро, бесконечной стройки и тотальной разрухи от недофинансирования на другие сферы, в т.ч. качество инфраструктуры, ливневку, в Цюрихе выбрали троллейбусы и трамваи высшего качества и технологий. Даже со стоимостью в 65 млн. рублей за трехсекционных хай-тек Swisstrolley это оказалось жалкими копейками по сравнению с метро и мертвыми улицами, которые были бы загажены железными корытами и выхлопами. Говорите в Цюрихе большой бюджет? Дороги Москвы перемалывают по 5-6 троллейбусных систем из 1,5 тысяч таких машин за 3 года.
Аргументы по поводу размеров и ненужности автомобилей в стране равной по площади двум Израилям отметаются сразу. Швейцария занимает одну из высших позиций по количеству автомобилей на душу населения, а показатель среднесуточного пробега примерно равен некоторым городам в России. Вопрос только как используется автомобиль и сколько. И тут мы понимаем, что в том же Цюрихе полный приоритет для статусных алюминиевых троллейбусов, трамваев и электричек. Зато наличие отменной сети автобанов за пределами населенных пунктов, позволяет легко преодолевать большие расстояния на личном автомобиле, не загаживаю места проживания человека.
И богатые люди едут в Цюрих, а не Омск или Москву, которые строят широкие дороги и делают все условия для автомобилей! Оказывается, что богатому человеку и жене-модели, туристу с деньгами нужен статусный город с троллейбусами и электричками класса хай тек, с чистыми и сверхкачественными тротуарами, реализованные ГОСТы TEDnorm, SNnorm и SIAnorm. Вот что им надо!
Да, первоначально они хотели метро, построили 2 станции, но затем прикинули, что идиотизм и «свой путь» приведет к разрухе в городе и миллиардным убыткам. Поэтому выбрали иную стратегию, которая стоит значительно меньше. Кстати, отсутствие полноценного метро в Швейцарии не мешает Штадлеру делать такие фантастические алюминиевые метропоезда, которые с легкостью продаются в столице самой машиностроительной страны ЕС.
Проблема СССР была в том, что развивая ОТ, он экономил до последней копейки, как на развитии модельного ряда подвижного состава, так и на закупке его необходимого количества для комфортного передвижения. В результате откровенно раздолбанный транспорт набивали людьми как товарный вагон. После развала СССР система пошла вразнос еще дальше. Основной параметр закупок это цена. Хуже, еще хуже, но дешевле! Она и погубила весь транспорт. Люди бегут с общественного транспорта на личный.
Швейцария обеспечивала и продолжает обеспечивать адекватные условия в этом плане. Они подходят к НОТу и ЖД как к комфортабельной альтернативе личного авто. Это не роллс ройс, но это хай тек. Дорого, да. Но в разы дешевле автоинфраструктуры, а поступления в бюджет косвенно в разы выше.
Третья задача Цюриха - это ливневка. Вложением в мощную ливневку они спасли город от разрушения инфраструктуры, дорог, ЖКХ и ущерба жителям города. Первоначально просто работали профи по этой теме. Ведь дождей в Цюрихе значительно больше, чем например, в Москве. Только топит после малейшего дождя сегодня именно наши города, а не Цюрих. Когда я вижу затопленные русские города, я всегда отношу это на счёт планировщиков, которые посчитали и до сих пор считают эту проблему несущественной. Разрушаются дома, дороги, все гниет, разлагается, расходится по швам. Это не стихия, это человек. Для 20-21 веков этот ущерб рукотворный. Это созерцание вместо принятия вызова.
Еще раз. Именно Москва и Омск теряют деньги от затоплений улиц и разрушения дорог, а не Цюрих.
Четвертая задача. Психология и эффективность. Отказ от излишнего пафоса, например, очень массивных классических столбов с массивными кожухами, которые мешают проходу и психологически ставят человека ниже, чем инфраструктура. Должно быть наоборот. Инфраструктура для человека. Она должна «стелиться» перед ним и служить ему, показывать свое расположение и удобство. Не человек должен обходить элементы инфраструктуры и инженерии, а они должны «уступать» человеку дорогу. Разумеется, не швейцарцы не используют полированный гранит.
Кубометры гранита и «параллельно-перпендикулярную» планировку в парки и скверы в Цюрихе, разумеется, никто не приносит. Вместо этого делают места, где люди хотят находится. Из серьезных вложений только стоки и ливневка. Иначе холодный и дождливый сезон нанесет репутационный удар по городу и как минимум, на это время резко снизит поток туристов, а обеспеченные граждане задумаются о других странах.
Парки. Есть гугл мап. Прежде чем свозить тонны гранита и чертить под линейку, загляните со спутника в швейцарские скверы, посмотрите трассировку дорожек и все остальное. Не трудно же сделать аналогично.
https://www.stadt-zuerich.ch/ Дворы
https://www.stadt-zuerich.ch/ Швейцарцы просто получают дивиденды того, во что вложили. Для этого им изначально понадобились не деньги, а знания, эффективный логичный научный и конструкторский подход!
И в этом плане именно их инфраструктура должна являться эталоном для изучения, а не то, что строят чрезмерно обеспеченные сырьевые страны.
Так как именно швейцарская инфраструктура была построена для зарабатывания денег, а инфраструктура сырьевых стран строилась как результат получения сверхлегких огромных доходов. Понимаете разницу?
И помните, что сравнивая бюджеты Цюриха и Омска вы должны сравнивать минимальные зарплаты (в Швейцарии 230-250 тыс. рублей минимум), медианные зарплаты.
Что делать бедным городам у нас?
Для начала правильно регулировать работу инвесторов и функционирование текущей инфраструктуры и ЖКХ.
Нельзя делать хуже, даже если все очень плохо. Надо делать только лучше. Пример с двором одного из обычных городков Калужской области я уже приводил. У них был Цюрихский дворик, а в результате его сдали «по-московски». Денег вообще не требовалось для того, чтобы сохранить Цюрих в этом крошечном городке. Шаг за шагом можно было его только улучшать.
Другой пример с замечательным мостом в Омске. Ссылку давать не буду, коллеги из Омска знают историю. Мост точно такой же, как в Цюрихе и других городах Швейцарии. Но кому-то он не угодил, и его планировали серьезно переделать в «помойку обыкновенную». То есть потратить деньги и превратить «Цюрих» в «Ашхабад».
Деньги без знаний - это ущерб городу.
Сегодня денег нет, завтра они свалились. Как делать никто не знает, сделали Ашхабад и удивились, почему все разваливается, а бюджетная часть так и не пополняется. Потратили деньги, а Цюрих не построили.
Изучить и научиться строить по TEDnorm 2015. Он открытый и его можно скачать в pdf и CAD.
Строить и реконструировать улицы по нему можно уже сейчас! Гранит уже сегодня омичи могли бы заказывать по данным чертежам для реконструируемых улиц. Делать ливневку, бордюры, уклоны, дороги и тротуары. Если какие-то объекты делает инвестор, то нагрузить его этим ГОСТом.
Далее изучить и внедрить SNnorm и SIAnorm. Эта работа уже серьезнее и стоит денег. Но именно она принесет Вашему городу то, что сегодня имеет Цюрих.
С другой стороны есть абсолютно простые и дешевые вещи, которые необходимо сделать. Для их реализации не требуются кубометры гранита и Камазы денег из Москвы. Для них требуется просто SNnorm и правильное заполнение его формуляров для того, чтобы в результате по ним выйти на необходимое решение.
http://www.tagesanzeiger.ch TEDnorm 2015
доступен для всех желающих здесь (PDF и CAD). Тут есть всё. Чертежи и схемы от правильных уклонов, стоков и ливневки, до островков безопасности и бордюров.
Это руководство как делать правильно. Не так как сказал блогер. А так как это продумали настоящие профи мирового уровня, инженеры и конструктора, специалисты по дорогам и дорожному движению с дипломом ETH.
Например, вырезать крутые бордюры из камня вы можете уже сейчас. Страница 45 (обычный 15 см или широкий 25).
https://www.stadt-zuerich.ch/ Они придают городу статусность, их продуманная и просчитанная форма не позволяет им выкрашиваться и образовывать сколы при малейшем наезде на бордюр обычного квадратного или прямоугольного сечения. Они лучше всего укрепляют асфальт и не разваливаются. Именно такие бордюры я чаще всего фотографирую и выкладываю в своём журнале. Всё что шире, уже выглядит не так привлекательно и означает выкинутые деньги. Из бордюров по 50 см можно было бы сделать две улицы вместо одной.
А это
стратегия общественного пространства Цюриха, по которой выполняются работы в городе.
Каталоги элементов городского пространства и их краткое описание. Что можно делать, а что нельзя.
Из списка сразу можно открыть документ с номером 10. Здесь визуально выделены элементы инфраструктуры, то есть показано на фотографиях то, что должно получиться по TEDnorm. (скачивайте PDF).
Stadtraume_2010_Gestaltungsstandards_10_Oberflaechen Подсказки для работы с документами и каталогами городского пространства Цюриха.
Огромная книга по озеленению ЦюрихаПроект «Fil Bleu». Берегите компьютеры! PDF на 158 mb в высоком разрешении.
Статусность города и его улиц обеспечивается значительно проще и эффективнее за счёт тех же швейцарских ГОСТов и подхода, в том числе бордюров, о которых уже написал выше. В такие города с бОльшим удовольствием приезжают обеспеченные граждане и туристы.
Нужно значительно сужать полосы для движения автомобилей и ОТ, в том числе на новых дорогах. Перекрестки должны иметь ровно столько асфальта, сколько реально необходимо для маневра ТС. Содержать стадионы асфальта и быть экономически успешным не в состоянии ни один город мира.
3м+3м это идеальная дорога. Все остальное это тротуар и зеленые насаждения. Этот опыт максимально окупается. Сегодня в Москве постепенно стали понимать этот подход и происходит целый ряд реконструкций, в ходе которых полосы максимально сужаются, а лишние убираются.
Если бы Цюрих имел бы широченные полосы движения и стадионы асфальта как в Омске, он бы давно разорился, учитывая стоимость ремонта и обслуживания таких дорог, включая сумасшедшую минималку по стране и отсутствие малообразованных мигрантов.
Прилагаю ряд документов, рекомендованных для создания комфортного общественного пространства и организации улиц, привлекательных для людей. То есть правильного городского пространства с точки зрения Швейцарии, страны, которая благодаря вкладу в инженерию и инфраструктуру улиц и городов смогла создать свою экономику, а не наоборот. Именно здесь описаны и визуально показаны типовые ошибки и то, как их избежать. К сожалению, даже среди видных общественных деятелей в России, многие делают ошибки, не зная, как и почему многое делается в наиболее развитых странах. И в самих развитых странах давно существует иерархия лидеров и аутсайдеров. То что пытаются скопировать в восточной Европе это просто детский сад.
Un espace public pour tous. Guide pour une planification coherente.
Общественное пространство для всех. Гид по последовательному планированию.
Издание 1. Тротуары. Проект общественной организации Equitere.
Издание 3. Пешеходная дорога.
Издание 4. Пешеходные зоны, места с большими пространствами.
Издание 5. Переход через дорогу без светофора. Проект
Издание 6. Пешеходный переход, оборудованный светофором.
Издание 7. Перила, ступени и лестница.
Издание 8. Уличные скамейки.
Издание 10. Общественный транспорт.
Direttiva per il rilievo delle caratteristiche dell'impianto e dell'esercizio dei passaggi pedonali.
Директива замечаний отличительных признаков сооружения и эксплуатации пешеходных переходов. Федеративная республика и кантон Тичино. Департамент территорий. Программа "безопасность пешеходных переходов". Ноябрь 2004.
Area del supporto e del coordinamento. Ufficio della segnaletica stradale e degli impianti pubblicitari. Demarcazioni particolari, moderazioni del traffico, passaggi pedonali e arredi 23 aprile 2010. Ing. Carlo Panzera
Территория поддержки согласования. Учреждение дорожных знаков и публичных сооружений. Обозначение особых границ, расслабление траффика, пешеходные переходы и оборудование. Инженер Carlo Panzera 2010.
Это лишь часть собранных мною материалов, которые подобрал с точки зрения типовых ошибок.
Полный перечень.
Прошу обратить внимание на документ, который регулирует организацию временного пешеходного движения во время реконструкций и ремонтных работ на улице.
Fussgängerführung bei Baustellen Hinweise für Bewilligungsbehörden und Bauunternehmen
Основные аспекты организации временного пешеходного движения на время ремонтных работ
С уважением, Александр Мостовой