Эффективность от ГИБДД

Oct 14, 2015 14:04

Оригинал взят у gre4ark в Эффективность от ГИБДД


В своём ЖЖ я неоднократно писал, что полицейские из ГИБДД не только никак не улучшают своими действиями безопасность на дорогах, но чаще всего делают всё возможное, чтобы сделать только хуже. Эффективность структуры близится к нулю, ибо глупо от полицейских, которые больше являются юристами, нежели экспертами в области транспорта, требовать что-либо кроме выписывания штрафов. И вот ещё одно подтверждение: федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения 2006-2012 полностью провалилась, экс-глава Счетной палаты Сергей Степашин признал, что ни один целевой показатель программы не был достигнут, а на этой неделе Владимир Путин обратил внимание (роковой сигнал для исполнителей программы): «отдельные мероприятия» подобных ФЦП остаются на бумаге, а целый ряд бюджетных статей страдает неконкретностью и аморфностью.

По этому поводу на Газете.Ру вышла довольно неплохая статья, которая намекает, что 809 км ограждений для пешеходов и прочая ерунда не будут работать:

Аварийный бюджет
Евгений Шипилов о том, как государство заботится о водителях

В правительстве определились, как будут бороться с аварийностью на дорогах в ближайшие семь лет. На специальную программу до 2020 года выделяют почти 32 млрд рублей. Хотя первоначально собирались потратить на эти цели 100 млрд, а еще 48 млрд уже успели освоить в ходе предыдущей программы с 2006 по 2012 год.

Реализация этой ФЦП (федеральной целевой программы) по повышению безопасности дорожного движения подвергалась резкой критике со стороны независимых наблюдателей. Функционеры в свою очередь все годы рапортовали: программа успешная, аварийность идет на спад. Однако на этой неделе Владимир Путин обратил внимание (роковой сигнал для исполнителей программы): «отдельные мероприятия» подобных ФЦП остаются на бумаге, а целый ряд бюджетных статей страдает неконкретностью и аморфностью. До этого также экс-глава Счетной палаты Сергей Степашин признал, что ни один целевой показатель программы не был достигнут.

Выражаясь простым языком, одна из ключевых программ десятилетия, направленная на сохранение нескольких десятков тысяч жизней, провалилась.

И поэтому на нее выделяют не 100 млрд рублей, как попросили чиновники-исполнители, а втрое меньше.

Однако первоначальные планы авторов программы больших изменений не претерпели. Разница лишь в том, что на эти меры потратят меньше средств, в связи с чем сократятся объемы запланированных мероприятий.

Теперь давайте посмотрим, как будут чиновники осваивать 32 млрд рублей на ниве борьбы с аварийностью на дорогах. Думаете, будут строить новые и безопасные дороги? Радикально менять сознание россиян? Отнюдь. Хотя цели вполне амбициозные - сократить число погибших в ДТП с 28 тыс. до 20 тыс. человек ежегодно. Это всего лишь цифры на бумаге, но за ними реальные судьбы. Пожалуй, в стране не осталось ни одного человека, которого бы не зацепила затянувшаяся техногенная катастрофа на дорогах.

К 2020 году в ДТП в России погибнут еще около 180 тыс. человек, а увечья получат почти 1,5 млн участников дорожного движения.

Это худшие показатели в Европе и одни из худших в мире. По уровню безопасности мы сейчас граничим с африканскими странами. Важнейшая программа для репутации огромной страны по идее должна содержать революционные идеи.

Но пока единственная наиболее очевидная мера - это масштабная установка по всей стране автоматических камер фиксации нарушений. К 6 тыс. уже закупленных аппаратов добавят еще почти 4 тыс. камер. На это уйдет 4 млрд рублей - одна камера обходится бюджету в 2-3 млн рублей. Система крайне эффективная по сбору штрафов, но вот влияет ли на аварийность - большой вопрос.

Дело в том, что в последние годы количество аварий с пострадавшими практически не меняется и держится в пределах 200 тыс. крупных ДТП в год. При этом число погибших в этих авариях действительно сократилось с 32 тыс. до 28 тыс. человек. Однако связано это не с повсеместным внедрением камер и рекордными сборами штрафов (только в этом году число квитанций в сравнении с прошлым выросло в полтора раза).

Российский автопарк пополняется современными иномарками, которые оснащены активными и пассивными системами безопасности. И это на фоне благовидной заботы об отечественном автопроме. Протекционистские меры привели к тому, что приличная машина стоит в среднем дороже на треть, чем в западных странах. Зато в рамках программы чиновники займутся созданием технологий по защите от поражения электрическим током на гибридах и электромобилях.

Поэтому положительные результаты в статистике аварийности кураторы программы могут приписывать себе с большой натяжкой.

Несколько миллиардов рублей уйдет на пропаганду в СМИ и любимые гаишниками акции вроде ежегодного конкурса профессионального мастерства водителей или детских состязаний в стиле «Безопасное колесо», концепция которых практически не менялась с 30-х годов прошлого века. Заботясь о безопасности детей, в рамках программы почти на 1 млрд рублей закупят светоотражающие фликеры.

Выделят в эту «семилетку» средства на капитальное строительство. За 1,5 млрд планируется построить 300 надземных переходов. Еще 2,5 млрд рублей уйдет на реконструкцию светофоров, полмиллиарда - на освещение 144 особо аварийных объектов. На реконструкцию и строительство 809 км пешеходных ограждений потратят еще почти 3 млрд рублей.

Это при том, что дорожная сеть России при всей ее убогости насчитывает почти миллион километров дорог.

Таким образом, меры чиновников по улучшению ситуации на дорогах направлены на тысячные доли процента от всей дорожной сети. При этом каждый четвертый погибает в автокатастрофе, спровоцированной неудовлетворительным состоянием дорожного полотна. Но вот в этом направлении законодательные таланты чиновников не распространяются.

Зато в программе не забыли упомянуть, что средства потребуются на аналитически обзоры и специализированные конференции.

Основные тенденции в снижении аварийности никак не связаны с умением чиновников осваивать бюджетные деньги.

Автомобильное сообщество на дорогах взрослеет, перенимает западные стандарты и уже начинает не только придерживаться ПДД и вежливого поведения на дорогах, но и призывать к этому остальных. Яркий тому пример - «Синие ведерки», сообщество рядовых автомобилистов, которые от борьбы с мигалками перешли к борьбе с любыми неадекватными и агрессивными проявлениями на дорогах. Однако и тут самое большое сопротивление водители встречают не от нарушителей, а со стороны власти в лице ГИБДД. Система автоматических жалоб по факту не работает. Видимо, Госавтоинспекция просто не хочет делиться своей монополией в борьбе за безопасность на дорогах, а как победить мздоимство в одном из коррупционных ведомств - у власти просто нет рецептов, как и кураторов ФЦП.

Рядовому автомобилисту остается рассчитывать только на себя.

Именно поэтому в машинах стали массово появляться видеорегистраторы. Иностранцы поражаются, зачем русские все снимают на видео. Но нам больше ничего не остается - это порой единственный шанс доказать свою невиновность. Именно поэтому многие стремятся больше зарабатывать - это возможность купить для своей семьи безопасный автомобиль. Именно поэтому многие из нас начинают штудировать законодательство - это маленький шанс отстоять свою правоту в споре со страховщиками, нерадивыми дорожниками и коррумпированными гаишниками. И для этого миллиарды федеральных средств, также взятых из кармана водителей в виде транспортного налога, акцизов на бензин, таможенных пошлин и тех же штрафов, увы, не понадобятся.

Как на самом деле сделать дороги безопасными лично я писал неоднократно, посты можно найти тут:
Подборка постов про транспорт



Но забегая вперёд, хочу сказать, что внеуличные переходы, развязки, заборы не имеют ничего общего с безопасностью.

безопасность, Безопасность на дороге, ГИБДД

Previous post Next post
Up