Про общество потребления и "Долину нищих"

Sep 28, 2015 21:37

Оригинал взят у skadi_omsk в Про общество потребления и "Долину нищих"
Идеология "общества потребления" строится на том, что нормальный человек хочет жить хорошо и пользоваться всеми достижениями цивилизации. В этом нет ничего странного или порочного. Люди хотят потреблять товары и услуги - чем больше, тем лучше. Но эта идеология порочна тем, что людей заставляют конкурировать между собой, тогда как реально "хорошая жизнь" возможна только тогда, когда она хороша у всех.




Впервые эта мысль родилась у меня в начале нулевых. Мне тогда пришлось по работе довольно часто бывать в "Долине нищих". Для не омичей попытаюсь объяснить.
В 90-е под индивидуальную застройку была передана довольно большая площадь земли ЗА улицей Волгоградской, которая до самых последних лет была единственной объездной дорогой, связывающей трассы Омск-Новосибирск и Омск-Тюмень. То есть фуры, идущие со стороны Новосибирска в сторону Тюмени, ехали по этой самой Волгоградской.
Так вот, землю к югу от Волгорадской поделили на участки, наметили улицы и отдали под индивидуальную застрйку. В 90-е, сами понимаете, строиться могли себе позволить только "новые русские" разной степени криминальности, остальным было не до того - выживали. В результате получилась "Долина нищих" - коттеджный поселок, заставленный несколькими сотнями двух-трехэтажных "замков", соревнующихся между собой в высоте оград, толщине стен и общей безвкусице. Стиль "Долины нищих" - то, что называется "колхозный гламур".
Но самое смешное не это. Самое смешное в том, что городское хозяйство в те годы тоже жило на медные гроши. Не на что было латать проезжую часть центральных улиц - не то, что мостить новые. К тому же законодательство еще только устаканивалось, и никто толком не знал, за чей счет нужно асфальтировать дороги и монтировать наружное освещение в коттеджных поселках. Обитатели "Долины нищих", если бы хотели, могли бы скинуться и заняться благоустройством, но... но психология у тех, кто мог себе позволить в 90-е строиться - как раз конкурентная, а не коллективистская. Коллетивисты в те годы оказались "не вписавшимися в рынок", и хорошо, если выжили без особых потерь для здоровья.
В результате "Долина нищих" представляла из себя сюрреалистическую картину: распальцованные коттеджи, стоящие на улицах с грунтовым покрытием (или вообще без всякого покрытия, гольная глина, разбитая строительной техникой), ночью темень - хоть глаз выколи, словно не самый богатый микрорайон города-миллионника, а глухая деревня, зимой - заносы выше заборов - некому чистить снег...  Сама пару раз видела, как какой-нибудь "малиновый пиджак" с помощью парочки секьюрити и дикими матами выволакивает из лужи засевший "мерс".
Кстати, только один пример. Значительная часть "новых русских" вышла из спортсменов. Практически в каждом коттежде ставились тренажеры. Но до сих пор в "Долине нищих" нет даже приличной волейбольной площадки, не то, что футбольного поля. Хотя, думаю, погонять вечерком в футбол там был бы не против каждый второй.
Мало того. Общественный транспорт в "Долину нищих" в те годы не ходил от слова вообще. Частные маршрутки только появлялись, а в дептранспорта решили, что вряд ли хоть один из жителей "Долины" не владеет автомобилем, так что нефига жечь ради них муниципальный бензин. О тех, кто там работает, не подумали. От ближайшей остановки на улице Дианова приходилось пробираться мимо каких-то гаражей и бензозаправок, потом сигать через Волгоградскую, выбирая прогал между несущимися под сотню фурами... Знака "переход" тоже еще не было, поэтому дальнобои перли мимо "Долины нищих", не снижая скорости...
Впрочем, мне все эти радости оплачивались. А вот каково было женам и детям тех "нищих"? В микрорайоне не было ни садика, ни школы, ни какого-никакого клуба, в общем - ничего, что нужно нормальному ребенку. По крайней мере, у моего шефа, который там одновременно и строил, и сам жил, самый большой головняк состоял в том, чтобы вовремя съездить за дочерью в школу, отвезти ее на занятия гимнастикой, потом "выловить" после тренировки, так как девчонке было уже 15, и она так и норовила мотануть с подружками то в кино, то еще куда-то...
В обещем, "богатые тоже плачут".
И вот тогда первый раз появилась мысль о том, что ни один человек, какими бы высокими ни были его личные доходы, не способен индивидуально обеспечить себе высокое качество жизни. Потому что качество жизни - это не золотой унитаз в сортире, расписанном под хохлому (видела там и такое - сортир в стиле "гжель"), высокое качество жизни - это отсутствие лужи, в которой застревает внедорожник на той улице, по которой едешь на работу, это - хорошие тротуары, общественный транспорт, скверы и парки, спортплощадки и стадионы, детсады и школы, кружки-секции для детей и театры-музеи для взрослых...
Все это создается коллективно и используется коллективно. Здесь нет конкуренции. Человек или идет по тротуару, или не идет по нему, месит грязь. Конкурировать в хождении по тротуару невозможно. Конечно, когда у кого-то много денег, он будет стремиться перебраться туда, где уже кем-то построены хорошие тротуары... но тем самым будет вынужден ограничивать себя в потреблении других благ - жизнь в местах, где тротуары хороши, гораздо дороже жизни в тех местах, где "асфальт пожиже". В итоге платить все равно придется - или за строительство тротуаров в том месте, где жить дешево, или за жизнь в том месте, где хороши тротуары.
Платить, скидываться, вкладываться - как ни назови.
Конечно, тротуары - вещь долгоиграющая, и там, где они хороши, они построены за счет тех, кто до сих пор месит глину. Но это уже другой вопрос.
Главное же состоит в том, что индивидуальное потребление не способно обеспечить тому индивидууму высокий уровень жизни. Как ни крутись, а, повыталкивав из грязи "мерседес", любой "малиновый пиджак" начинает задумываться, что люди вокруг - не только потенциальные жертвы, и слово "общее" - не пережиток социализма...
К чему это я все? А, просто вспомнились 90-е и начало нулевых...

Интересное, истина

Previous post Next post
Up