Ян Гейл - это датский архитектор и консультант по городскому дизайну из Копенгагена, чья карьера была сосредоточена на улучшении качества жизни в городах путём переориентации городского дизайна на пешеходов и велосипедистов. Он является основателем фирмы Gehl Architects. Ян ездит по всему миру и консультирует чиновников, урбанистов, активистов и т.д. Его лекции очень важны, они несут перемены в жизнь городов, они их учат, по ним можно выстроить правильное понимание городского пространства и всего города, как единого организма...
Давайте почитаем один из его лекций, которую он провёл в г. Тула.
Что такое города?
Хотя города как способ сосуществования людей - это, определенно, вещь, исторически сложившаяся, но отнюдь не случайная. Допускаю, что в ряде случаев город появлялся на случайном месте, но сам факт наличия этого феномена в высшей степени закономерен. Города существуют, потому что живущие в них люди получают вследствие этого некоторое преимущество. Допустим, в городе, где живут более ста тысяч человек, производительность труда оказывается в 1,1 раза выше, чем в населенном пункте меньшего размера. Условия, благодаря которым, город представляет своим жителям определенные преимущества по своему составу, конечно же, значительно сложнее и многообразнее, но сейчас не об этом.
Город, дающий своим жителям вышеописанные преимущества, называется по-английски liveable. По-русски обычно переводят как "удобный для жизни", хотя, согласитесь, не вполне точно. Ну да ладно.
Город, могущий сохранить пригодность для жизни в долгосрочной перспективе, именуют sustainable, то есть, "устойчивый".
Это две ключевых характеристики, по которым оцениваются города.
Города существуют и процветают (а в этом у нас сомнений нет), потому что они полезны. Между тем, очевидно, что никакие преимущества не могут быть получены просто так. За всё приходится платить. И горожане платят. Относительно худшей экологической обстановкой, временем и, в конечном итоге, своими нервами. Если плата становится слишком высока, город становится "неудобным для жизни".
Неудобный город, в конечном итоге, перестанет быть "устойчивым" и будет покинут, потому что города, как и люди конкурируют между собой: за наиболее активных и производительных жителей, за их идеи и их ресурсы, включая, разумеется, и налоговые. Неудобный город всегда рискует перейти ту грань, за которой процесс оттока жителей окажется неостановим. Наиболее активные и состоятельные его покинут, перестанут платить налоги, у города не станет денег на улучшение условий жизни, на новом витке его покинут менее притязательные горожане и так далее. Это уже произошло с рядом крупных городов в США, это происходит сейчас повсюду в России.
Поскольку город дает преимущества всем, в нем живущим, в его устойчивости и привлекательности заинтересованы тоже все. Поэтому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол!
Для чего существуют города?
Гейл высказал одну очень простую и вместе с тем очень интересную по своей глубине мысль. Человек, нравится нам это или нет, - это животное, которое ходит на двух ногах. И все самые важные, интересные, приятные и занимательные вещи он делает, когда передвигается на этих самых ногах (или отдыхает в перерыве между переходами).
Точнее, все самые важные, интересные, приятные и занимательные вещи - от голосования в парламенте до признания в любви - человек делает находясь в ипостаси пешехода. Отсюда следует простой вывод. Чтобы повысить качество жизни человека, нужно дать ему возможность чаще быть пешеходом.
Качество жизни в городе, успешность этого города в экономическом плане, степень реализации человеческого потенциала в городе напрямую зависит от качества социальных пространств, которые в свою очередь могут быть только пешеходные пространства.
Говоря об этом Гейл, упомянул, что примерно до 60-х годов пешеходы в городе рассматривались как анахронизм, досадное недоразумение, пережиток прошлого. Но на самом деле люди (читай пешеходы) не помеха прогрессу, они ключ к нему и единственный его движитель.
Какие существуют проблемы?
1) Несправедливое распределение городской территории между людьми и машинами. Город - это люди, а не машины. Перемещение пешеходов по городу должно быть максимально беспрепятственным и удобным. Высокие бордюры, надземные и подземные переходы - это зло. Рекламные щиты и другие препятствия на тротуарах должны быть устранены. Наземные пешеходные переходы, особенно на улицах с низкой интенсивностью движения автотранспорта и в жилых зонах, должны быть подняты на уровень тротуара.
2) Негде отдохнуть. Улица - это не только путь из точки А в точку В, которым идет человек, понуждаемый к тому срочным делом. Улица - это место, где человек удовлетворяет часть своих важнейших социальных потребностей - в общении, в информации, в отдыхе, наконец. Идущий по улице человек всегда должен иметь возможность присесть и отдохнуть. При этом отдохнуть с комфортом. В городе нужны удобные скамейки, тень, укрытие от дождя и снега и уличные туалеты.
3) Зима не конец света. Передвижение по городу зимой не должно быть значительно более сложным, чем в летний период. Сосульки и наледь от плохих водостоков не должны мешать пешеходам. Сугробы, надолбы, лужи - все это недопустимо. Кстати, вода льющаяся на пешеходов или им под ноги из кондиционеров (которые сами по себе уродуют город) - это тоже зло!
4) Тротуар не минное поле. Качество покрытия тротуаров должно быть радикально улучшено. Оно должно оцениваться исходя из потребностей наименее защищенных категорий пешеходов - пожилых людей, детей и инвалидов. Хороший тротуар - это хорошее настроение, больше сил и времени на себя и своих близких. Это здоровье и радость.
5) Шум - враг хорошей улицы. На улицах города должно быть значительно тише. В настоящее время на главных улицах крупных российских городов уровень шума превышает все допустимые пределы. Между тем, нужно сделать так, чтобы двое, идущие рядом, снова могли слышать друг друга, не повышая голоса.
6) Пестрота утомляет глаз. Дизайн рекламы, объявлений, вывесок магазинов, учреждений и кафе должен стать более однородным, а информационного (и прежде всего, рекламного) мусора должно стать меньше. Никто не имеет права перегораживать тротуар рекламным щитом или обезображивать исторический памятник безвкусной вывеской. Деревья и столбы - это не место для расклейки рекламы.
Что нужно делать?
1) Дать пешеходам больше пространства на основных улицах города. Повысить качество пешеходной среды на них. Снизить уровень шума и загрязненности. Насадить больше деревьев. Отказаться от подземных переходов
2) Для того чтобы люди хотели проводить время в городе, несмотря на погоду, надо организовать уникальные территории, которые учитывают особенности и пожелания жителей. Общественные места должны быть максимально доступны пешком, на велосипеде, на наземном транспорте. Ночью на улице должно быть безопасно и интересно. Это очень важно для молодых жителей города. Этого можно достичь за счет пассивного наблюдения на улицах, с помощью, в первую очередь, видеокамер наблюдения. Зоны, где интересно и безопасно ночью, должны располагаться недалеко от кварталов, где проживает большое количество людей, особенно студентов. Также надо разработать единые рекомендации по городскому планированию, чтобы город получался однородным и красивым. Проекты должны разрабатываться и реализовываться совместно дизайнерами, владельцами и арендаторами зданий, муниципальными властями и жителями.
3) Создавать единый стиль оформления всех элементов городской среды на всех улицах, выделяя главные артерии уникальными акцентами.
4) Превратить площади в места для отдыха. Большинство площадей, как вокруг памятников, так и вокруг вокзалов, сейчас ничем не интересно горожанам. Это голые пространства, покрытые плиткой и асфальтом, на которых паркуются машины. На них следует посадить деревья, организовать зоны для отдыха, со скамейками, уличными кафе. В целом площади должны стать главным местом встреч, причем желательно, чтобы люди не хотели оттуда уходить.
5) Использовать набережные для создания социальных пространств. Ни в коем случае не отдавать их машинам. Набережные - это лучшие места в городе.
6) Сконцентрировать внимание не на частных автомобилях, а на общественном транспорт, велосипедных и пешеходных маршрутах. В XXI-м веке нет смысла концентрироваться на развитии частного транспорта. Частный транспорт следует ограничивать, а вместо этого развивать наземный транспорт. Следует развивать велосипедный транспорт. Мало создать систему проката, надо расчертить велосипедные дорожки, сделать передвижение на велосипеде комфортным и безопасным, например, устанавливать на автобусах рамы для крепления велосипедов.
Кроме того, следует еще строже следить за соблюдением автомобилистами правил парковки и ограничений скорости. Если в центре будет мало парковочных мест, то машины будут меньше приезжать сюда, а чем медленнее будут ездить машины, тем удобней станут пешие прогулки по центру.
Итог
Города с развитой и комфортной для пешеходов средой - это города прежде всего экономически состоятельные. Это города экологически чистые, это города, способствующие сохранению физического и психического здоровья людей. В свою очередь города, обладающие всеми этими достоинствами, - это города с более низким уровнем преступности. Это города более длительной и продуктивной жизни.
Источник