Профессор Зубов о деле Вдовина-Барсенкова

Oct 01, 2010 18:00

Что касается Сванидзе, то это сложный вопрос. То, что сейчас происходит вокруг учебника Вдовина и Барсенкова, вы ведь это имели в виду? Это непростой вопрос. Вообще, этот учебник в некотором роде стопроцентная противоположность нашей книге. Все наши подходы, ну скажем, через общество, а не через государство, они все отвержены - там предложены прямо противоположные подходы. Во всем, с первого до последнего слова. В этом смысле он мне, конечно, совершенно не близок. Но с другой стороны, я считаю, что мы не можем государственной дубиной - а именно это к сожалению предлагает Сванидзе - расправляться с инакомыслием. Каким бы оно ни было. Тем более, что этот учебник, во-первых, написан профессиональными историками высокого класса. Там, конечно, есть ошибки, но они и у нас есть. Они всюду есть, без ошибок только Бог творит. Но в целом это хорошая фактура, только он отбирал материалы близкие ему, понятно. Что греха таить, а мы отбирали наиболее близкие нам. Мы писали о белом движении с симпатией к белым, а он с симпатией к красным. Человек не может быть бесстрастным. Как мне сказал один из людей, из профессиональных историков, которые очень меня поддержали и которому я очень благодарен, Ричард Пайпс - мы с ним стали большими друзьями за последний год - он сказал: "Вы знаете, много говорят, что историю надо писать бесстрастно. Но я считаю, это невозможно, это абсурд. Ведь история это не биология лягушек, это человеческое общество, это выбор человека между добром и злом. Мы не можем свою душу не соотносить с этими выборами, история не может быть бесстрастной. История по необходимости должна писаться с болью и страстью". И я думаю, что этот старик - ему 87 лет - он прав. В этом смысле мне кажется, что то, что сейчас сделали с несчастными - я так и скажу - Вдовиным и Барсенковым, эт очень нехорошо. На них натравили чеченцев, Кадырова... люди не выдержали, стали просить прощения. А ведь понимате, Вдовин и Барсенков как бы сами себя наказали - в чем видна принципиальная ошибочность их методологии. Они написали в своей книге, что большинство чеченцев оказались либо коллаборационистами во время Второй Мировой Войны, либо просто дезертирами - убежали в горы. Это истинная правда (шум в зале). Послушайте, это правда. Не все, конечно, довольно много сражалось, но действительно больше половины призывников улизнуло, примерно 65%. Или перешло к немцам. Это так. Но в контексте их учебника, Советский Союз это продолжение России - они так и говорят: "Русский премьер-министр Молотов сказал..." Для нашей книги коммунисты захватили Россию - это совершенно другая логика. В этой логике и в логике того, что сделали коммунисты в частности с чеченским народом даже до депортации - закрывали мечети, уничтожали духовную интеллигенцию, физически уничтожили руководство суфийских орденов - такая реакция чеченцев совершенно естественна. И более того, даже можно сказать, что они молодцы, они решили бороться со Сталиным. Они молодцы, но с точки зрения Барсенкова и Вдовина, они, конечно, предатели. С нашей точки зрения, они даже нам показывают пример, что надо сопротивляться злу - хотя можно спорить о той или иной форме этого сопротивления. Мы пишем о том же самом в книге, потому что это исторический факт, но даем этому совершенно другую интерпретацию. Скажем, Вдовин и Барсенков пишут, что еврейская интеллигенция после войны стала с симпатией смотреть на Соединенные Штаты, на Запад, и из-за этого начались эти антисемитские действия. Но она действительно стала смотреть на Запад - ну и слава Богу, они умные люди, и правильно, и хорошо, что они смотрели на Запад. Они понимали, что здесь жуть, что делается. Лысенковское дело, преследование композиторов, преследование поэтов, "ленинградское дело" - ну какой нормальный человек будет это все поддерживать? Очевидно, что не будет. И понятно, что многие из них стали симпатизировать - тем более, что во время войны они узнали западный мир лучше. Многие разочаровались в том, что они в 20-ые годы поддерживали советскую власть, поняли, что все совсем не так. Кто их осудит из нормальных людей? А Барсенков с Вдовиным осудили и за это получили. Мы же все тоже самое написали в нашей книге, и никто нас не обвинил, ни чеченцы, ни еврейские общины, потому что мы объяснили причины. Вот в этом, действительно, их слабость. Но преследовать ученых за их книгу политическими методами, я считаю, нехорошо и неприлично. Несмотря на то, что все мои взгляды прямо противоположны их взглядам.

http://www.damian.ru/sound/2010-09-23e.wma
Previous post Next post
Up