О реформе образования, её итогах и персп. Заявление Учёного совета филологического факультета МГУ

Nov 30, 2012 20:15

Оригинал взят у sq_trelony в О реформе образования, её итогах и персп. Заявление Учёного совета филологического факультета МГУ

mso-fareast-language:RU">Школа

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">1. Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">2. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации». Об адекватности данной оценки красноречиво свидетельствует, в частности, недавно утвержденная правительством РФ Программа развития образования до 2020 г., из текста которой следует, что правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор в указанной области и не собирается корректировать образовательную политику. Единственный качественный показатель оценки уровня образования, фигурирующий в этой программе, базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как «Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчёте на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ»; по мнению авторов программы, данный показатель «характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам».

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">3. Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовём некоторые, наиболее очевидные.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">А) Стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературой - резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Б) Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">В) Стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Г) Давление извне, сопровождавшееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств.



mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">4. Основные средства, которыми воспользовалась власть.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">А) Создание подконтрольных и хорошо финансируемых вузов, которые должны были выдвинуть программу образовательных реформ; эту роль, в основном, сыграла ВШЭ.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Б) Информационная поддержка СМИ.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">В) Конструирование подконтрольной группы «инновационно мыслящих» педагогов, представителей общественности, деятелей культуры, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Г) На этой основе - активная дискредитация сложившейся в СССР системы взаимоотношений по линии школа - университет как коррупционной и манипулирование реальными фактами коррупции по двум основным направлениям:

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">а) давление на «старый» ректорский корпус с целью нейтрализации его сопротивления «реформам» и

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">б) «форматирование» общественного мнения, сопровождавшееся рядом демагогических подтасовок (например: сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее «коррупционноемких» видов экзаменов, следовательно должно быть отменено; при этом никто не объяснял [и почти никто не спрашивал], почему отменяют экзамен, а не создают новую систему контроля).

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">5. Основные результаты, достигнутые реформой.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">А) В результате введения ЕГЭ, резкого сокращения часов на преподавание литературы в школе, а в последнее время и упразднения самого предмета «русская литература» (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет «русский язык и литература»)

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">а) резко, на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень знания, уровень её эмоционального, ценностного, культурно-психологического воздействия на учащихся, фактически лишенных возможности осмыслить литературную культуру прошлого как духовную почву для саморазвития;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">б) с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя, «управляемой массы».

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Б) созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">В) Резко вырос уровень коррупции.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Г) «Единое образовательное пространство» РФ оказалось расколото в региональном и социальном отношениях.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">6. Общественное противостояние разгрому образования в России незначительно, по крайней мере в том отношении, что власть может себе позволить его игнорировать. К числу симптомов нарастающего сопротивления относятся

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">а) единичные опыты создания частных школ, работающих по советским учебникам и учебным программам;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">б) активное развитие интернет-проектов по «оцифровке» советских и дореволюционных учебников.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">7. Ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования усугубляется массовым закрытием школ в российской провинции и резким сокращением числа бюджетных мест, выделяемых филологическим факультетам вузов, а вместе с тем политикой слияния и закрытия самих вузов. Фактически это означает, что в самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы, а вместе с тем будут окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы. Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции.

mso-fareast-language:RU">Вузы

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">1. Университеты столкнулись с рядом сложностей, связанных с необходимостью повышения гуманитарных знаний студентов, сдавших ЕГЭ и испытывающих огромные трудности с выражением своих мыслей на письме, а подчас откровенно неграмотных (одна из симптоматических попыток преодоления продолжающей ухудшаться ситуации - введение в МГУ курса «Русский язык и культура речи» на негуманитарных факультетах). В ближайшей перспективе, если тенденция сохранится, организация курсов ликвидации неграмотности по образцу тех, что создавались в СССР на заре «всеобуча».

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">2. Неспособность внятно формулировать мысли - внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить: потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет осуществить ее экспертизу, а значит, и оказать сколько-нибудь существенное воздействие на информационное пространство.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">3. В данной ситуации Министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию филологического (и, шире, гуманитарного) образования в вузах. По данным УМО филологического факультета МГУ, на протяжении последнего десятилетия бюджетный набор на фундаментальные университетские направления гуманитарной подготовки («Филология», «История», «Философия» и др.) сократился как минимум втрое (примерно с 300 до 100 человек в крупных университетах, со 100 до 30 человек в менее крупных; в Новгородском, Челябинском и некоторых иных вузах он составляет ныне 10-15 человек).

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Подобное сокращение набора привело к изменениям традиционных вузовских структур, реализующих гуманитарную подготовку: вместо ранее самостоятельных факультетов и отделений (филологических, исторических и т.п.) в целом ряде университетов появились Институты гуманитарных наук (или иные подразделения с подобными названиями), ведущие обучение по всей совокупности открытых в вузе гуманитарных образовательных программ. В составе новых подразделений ранее самостоятельные факультеты представлены одной-двумя кафедрами филологического, исторического и т.п. профиля, которые в создавшихся условиях вынуждены обслуживать в основном смежные направления подготовки и постепенно теряют специализированный характер, переставая быть выпускающими кафедрами.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">4. В последнее время Министерство образования перешло к политике прямой дискредитации гуманитарных вузов и объявило «неэффективными» РГГУ, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, МАРХИ, опираясь на анекдотически неадекватные «критерии» оценки «эффективности» вузов, разработанные ВШЭ. В самое последнее время, согласно сообщениям СМИ, два вуза исключены из списка - Литинститут и МАРХИ, но, во-первых, их репутации нанесён серьёзный урон, во-вторых, вновь неизбежно возникает вопрос о качестве «экспертизы»: если признается, что она даёт неверные результаты в одних случаях, то откуда уверенность в том, что в других случаях она адекватна?

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">5. При этом из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вытесняется представление о культурообразующей роли филологии, которая все чаще третируется как нечто незначительное и необязательное. Один из ярких симптомов этого процесса - скандальная ситуация на филологическом факультете СПбГУ, где количество бюджетных мест на русском отделении бакалавриата ныне ограничено двадцатью пятью.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Позволим себе напомнить о том, что ещё недавно казалось самоочевидным.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Во-первых, филология - это не только и не просто обучение родному и «иностранным» языкам, это система знаний о принципах возникновения и развития языков, о механизмах их воздействия на культуру; без этих знаний невозможно само обучение языкам, так как любые серьёзные учебники, пособия, методические разработки создаются на основе понимания системных процессов в области языковой деятельности.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Во-вторых, филология - это критика текста и герменевтика, предоставляющие человеку и обществу возможность интеллектуальной независимости, то есть позволяющие установить правильный текст памятника и дать его адекватную интерпретацию; при этом разработанные филологами принципы и приёмы критики текста позволяют осуществить экспертизу любого письменного или устного сообщения на предмет установления его подлинности или подложности, явных и скрытых информационных возможностей, датировать его (т.е. включить в культурную историю, а также в историю науки: ведь все без исключения науки имеют дело с текстами) и установить его автора, а вместе с тем и цели, которые он преследовал, создавая данное сообщение.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">В-третьих, филология - это история литературы, которая объясняет, как и почему оказались связаны друг с другом тексты, разнесённые в пространстве и времени: без этих знаний вся национальная культурная традиция (в конечном счете - и вся мировая культура) неизбежно предстанет хаотическим нагромождением случайных письменных памятников, что может устроить только тех «креативно мыслящих» «деятелей культуры», которые сознательно работают на её разгром.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Понимая свою ответственность перед обществом, нижеподписавшиеся заявляют:

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">1) о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">2) о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">3) о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба, в т.ч.:

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">а) о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">б) о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ министерства образования;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">в) о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">4) о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Принято единогласно на заседании Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 22 ноября 2012.

RU">Члены Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова:

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Авраменко А.П., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы ХХ-ХХI вв.;
Александрова О.В., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой английского языкознания;
Ананьева Н.Е, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой славянской филологии;
Архангельская А.В., кандидат филологических наук, доцент, зав. учебной частью;
Братчикова Н.С., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой финно-угорской филологии;
Волков А.А., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания;
Всеволодова М.В. доктор филологических наук, профессор, заслуженный профессор МГУ, почетный профессор шанхайского университета;
Гвишиани Н.Б., доктор филологических наук, профессор;
Голубков М.М., доктор филологических наук, профессор;
Жданова Л.А., кандидат филологических наук, доцент;
Ивинский Д.П., доктор филологических наук, профессор;
Катаев В.Б., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории русской литературы;
Кедрова Г.Е., кандидат филологических наук;
Клинг О.А., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой теории литературы;
Клобукова Л.П., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов, вице-президент РОПРЯЛ;
Кобозева И.М., доктор филологических наук, профессор;
Ковтун Е.Н., доктор филологических наук, профессор, зам. Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию;
Короткова О.Н., кандидат филологических наук, доцент;
Красильникова Л.В., доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка для иностранных учащихся филологического университета;
Кузнецова И.Н., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой французского языкознания;
Кузьменкова В.А., кандидат филологических наук, доцент;
Машкова А.Г., доктор филологических наук, профессор;
Михайлова М.В., доктор филологических наук, профессор, академик РАЕН, член Союза писателей Москвы;
Назарова Т.Б., доктор филологических наук, профессор;
Носова Е.Г., кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языкознания;
Панина И.В., зав. аспирантурой ;
Ремнева М.Л., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка, декан филологического факультета;
Самойлов С.М., заместитель декана филологического факультета;
Сидорова М.Ю., доктор филологических наук, доцент;
Соловьева Н.А., доктор филологических наук, профессор;
Солопов А.И., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой античной филологии;
Сутугина И.А., заслуженный преподаватель МГУ, ученый секретарь филологического факультета;
Толмачев В.М., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой истории зарубежной литературы;
Шешкен А.Г., доктор филологических наук, профессор.
http://www.iarex.ru/society/31597.html

Previous post Next post
Up