Неразграниченная государственная собственность - земельные участки

Nov 13, 2016 18:37

Оригинал взят у kot_kotofei в Неразграниченная государственная собственность - земельные участки

Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году. И выплыл в этом Докладе интересный факт. Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи. То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в собственности частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн. га (121 и 12 млн. га соответственно), при этом из оставшихся 1576 млн. га государственной и муниципальной собственности принадлежит:
Российской Федерации - 420 млн. га,
субъектам РФ - 7,7 млн. га,
муниципалитетам - 3,2 млн. га.

Остаётся ещё 1145 млн. га.

1,1 миллиард гектар непонятно чьей земли.

Конечно, у этой земли есть название - это т.н. «неразграниченная госсобственность». Но ведь по факту она не принадлежит на праве собственности ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. То есть вроде земелька принадлежит государству, но конкретно - никому...

Интересная получается ситуация. Захотелось в ней разобраться.

Итак, в 90-х годах из-за несовершенства земельного законодательства разграничение госсобственности на землю вообще не проводилось. Только в 2001 году был принят ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (сейчас он признан утратившим силу - ФЗ от 17.04.2006 №53-ФЗ) и, начиная с 2002 года, начались работы по разграничению земель на федеральные земли, земли субъектов и муниципальные земли.

Вот данные по динамике разграничения

на 01.01
2006
на 01.01
2009
на 01.01
2011

РФ, всего,
из них:
1 709,8
1 709,8
1 709,8

- в собственности граждан
124,2
124,3
121,4

- в собственности юрлиц
5,2
8,6
12,0

- в государственной и муниципальной собственности,
из них:
1 580,4
1 576,9
1576,4

- в собственности РФ
223,9
293,7
420,0

- в собственности субъектов РФ
0,6
6,4
7,7

- в муниципальной собственности
0,07
1,8
3,2

- неразграниченная собственность
1 355,8
1 275,0
1 145,5

Таблица. Распределение земельного фонда по формам собственности, млн. га (Источник: ежегодные Доклады Роскадастра)

Как видно, на начало 2006 года (то есть через 4 года после начала разграничения) в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности почти ничего не появилось. Лишь к концу «нулевых» субъекты и муниципалы заимели немного землицы, притом что львиная доля была разграничена в пользу Федерации.

Здесь важно отметить одну веху - 1 июля 2006 года. До этой даты разграничение государственной собственности на землю было всеобъемлющим, то есть в отношении каждого земельного участка, не находящегося в частной собственности, должен был быть определен конкретный публичный собственник - Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Таким образом, разграничению подлежали все земли, находящиеся в государственной собственности. Это означало, что в конце концов вся земля рано или поздно будет разграничена. Однако с 1 июля 2006 года (тот самый ФЗ от 17.04.2006 №53) был закреплен двойной режим публичной земельной собственности. Теперь одна часть земель будет иметь конкретного собственника - Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть останется в неразграниченной госсобственности.

При этом большая часть неразграниченных земель с 1 июля 2006 года перешла в распоряжение муниципалитетов (только в Москве и СПб землей распоряжаются органы гос.власти субъектов РФ), хотя ОМСУ могут только распоряжаться (но не владеть и пользоваться) имуществом (земельными участками), которое им не принадлежит и, возможно, никогда не будет принадлежать.

Таким образом, получается, что государство не особо спешит разграничивать землю, как бы давая сигнал остальным игрокам «если я и отдам немного земли частникам, то массовой раздачи земли субъектам и муниципалитетам не будет». Ведь, как видим, за последние годы если и шло разграничение, то в основном в пользу Федерации.

И логика государства здесь вполне понятна. Ведь собственность на землю всегда и везде означала власть. А это значит, что разграничение государственной собственности на землю в условиях слабости федеральной власти усилит центробежные процессы, причем не только на региональном, но и на местном уровне. А этого Кремль допустить не может - пожалуй, именно поэтому в последние годы идёт политика существенного ослабления регионов посредством перераспределения налоговых потоков от региональных бюджетов в федеральный. И получается, что Москва просто опасается, что массово раздав земельку в собственность частникам и публичным образованиям, она рискует поиметь в будущем падение лояльности регионов и их попытки заявлять о своей относительной независимости от центра.

Кроме этого есть и ещё одна причина для Москвы не спешить с раздачей земли. Так, в случае разграничения много головной боли ей могут доставить и субъекты вполне лояльные политически, но почувствовавшие свою экономическую силу. Например, прокладка федеральных трасс или расширение населенных пунктов станет для Центра при новых условиях делом не только хлопотным, но и затратным. Ведь если сегодня изымать земельные участки и возмещать убытки приходится только гражданам и юридическим лицам-собственникам земельных участков, то в случае передачи земли публичным образованиям её придётся выкупать уже и у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А это значит, что затраты Федерации существенно возрастут.

Ну и зачем же федералам создавать себе лишние проблемы?

Межевание, Публичные слушания

Previous post Next post
Up