В нашем обществе не принято говорить о психологии. До сих пор, если человеку предложить сходить к психологу, это может быть воспринято негативно, в русле - «ты что считаешь меня психом?» Странная штука, люди знают о том, что у них есть характер, привычки, способности, мышление, но никто не задумывается о том, что это и есть психика. Наука, которая изучает все эти явления - психология, а человек, который воплощает достижения этой науки в реальную жизнь, и есть психолог. И сходить к психологу - это значит сходить за тем, чтобы просто понять, как там у тебя это всё работает, где есть неполадки и как их устранить. Вам же не стыдно, например, сказать, что у вас зуб болит, пойти к стоматологу и вылечить этот зуб, чтобы он не мешал вам жить полноценной жизнью? Так отчего должно быть стыдно сказать, что у меня вот здесь, в душе что-то болит и я хочу с этим разобраться, чтобы не мешало.
Мало того, если вы совсем не принимаете такое абстрактное понятие, как душа, а «психе» (от древнегреческого) душа и есть, все эти названные выше явления -мышление, внимание и другие психические процессы, можно объяснить таким простым и очень приземлённым словом - физиология. То есть условные рефлексы, нейронные связи и другие явления, которые изучает физиология, как раз и обуславливают наличие у нас психики, как таковой. И из этого становится доподлинно ясно, что душа и тело неразрывно связаны, что по сути это две части одного целого организма, две одинаково важных составляющих удивительного творения природы и Бога - человека.
Исходя из всего вышесказанного становится понятно, что в основе практически всех болезней лежат как биологические, так и психологические причины. Под биологическими причинами можно понимать наследственную предрасположенность к тем или иным заболеваниям, генетически заложенный тип конституции и ещё некоторые факторы, которые мы здесь рассматривать не будем. От этих причин зависит, какие заболевания в принципе у нас могут появиться. А вот проявятся ли они в реальной жизни или нет, зависит уже именно от психологических причин. Два слова скажу о том, какие заболевания можно отнести к психосоматическим. Абсолютно все. Только есть заболевания, для которых эмоции являются причиной расстройства, то есть одних стрессов может быть достаточно для развития болезни. Это эмоционально-инффдуцированные заболевания - гипертония, язвенная болезнь, бронхиальная астма. А есть эмоционально-опосредованные, это те заболевания для которых эмоциональный фактор не является прямой причиной, но может быть провоцирующим фактором и может влиять на протекание болезни. Сюда можно отнести, например, инфекционные заболевания.
Как же психика влияет на формирование болезней? Находясь в утробе матери ребёнок получает всё, что ему необходимо без всяких усилий со своей стороны. Придя в наш мир ему приходится подстраивать себя под требования окружающей среды и этот процесс редко проходит гладко по той простой причине, что неокрепшая психика ребёнка ещё очень уязвима и восприимчива, а окружающий мир живёт по своим законам. Ребёнок болезненно реагирует на неудовлетворение своих потребностей и желаний, но не может словесно выразить эмоции, как правило, в силу неразвитости этого навыка и в силу запретов со стороны взрослых. От этого он испытывает стресс и напряжение, эмоции, не находя естественного выхода наружу, начинают тогда выражаться телесно, симптомами. Приведём простой пример. Родители запрещают ребёнку взять конфету, или чужую игрушку, или сделать что-то ещё, это не важно. Но он не привык, чтобы его желания не удовлетворялись, это уже стресс. Мало того он ещё испытывает и злость на родителей за этот запрет. Если это происходит в первый раз, ребёнок просто стукнет маму кулачком и в ответ может получить агрессивную реакцию, что маму бить нельзя. Маму бить, действительно, не стоит, но что при этом происходит с ребёнком? Он находится в состоянии так называемой фрустрации или внутриличностного конфликта, когда ни одна из возможностей не может быть удовлетворена. Злость есть, но её нельзя выразить. И погасить её тоже нельзя, ведь конфету так и не дали. Куда деться этой энергии? Вы все, наверное, помните похожее чувство, когда чего-то очень хочется, но нельзя, нельзя ни под каким предлогом! Помните, как тяжело психологически переживается это состояние, какое вызывает отчаяние. Так вот дети в процессе воспитания родителями довольно часто переживают подобные стрессовые состояния. Что же при этом происходит в организме?
Здесь нужно сказать несколько слов о стрессе. Стресс - это защитно-приспособительная реакция организма, которая была сформирована в процессе эволюции человечества для того, чтобы человек мог выжить. Две основные эмоции стресса - это злость или страх. Отсюда два типа приспособительного поведения - бей или беги. В современном мире мало, что угрожает человеку настолько, что необходимо использовать эти типы поведения, но эмоции эти остались и вызывают всё те же физиологические изменения в организме, что и раньше. Это мышечное напряжение, то есть готовность к борьбе или бегству, это учащение сердцебиения, повышение АД, углубление дыхания и ещё множество сдвигов во всех органах и системах организма. Сдвиги в организме произошли, а физическая реакция нет. Если бы она произошла, то организм реализовал бы свой энергетический потенциал и очень быстро бы вернулся в до стрессовое состояние. Когда же выражение эмоции невозможно, энергия остаётся в теле и ещё долгое время поддерживает его в состоянии избыточного тонуса. Вот что происходит в организме при стрессе.
Кроме того, злость на родителей у того ребёнка, из приведённого примера, закрепляется в психике в виде условного рефлекса и в будущем все подобные ситуации будут вызывать у человека такие же эмоциональные и физиологические сдвиги, даже если в этом уже не будет никакой необходимости. При частом повторении травмирующих ситуаций изменения в мышцах и органах становятся всё более заметными, отрицательные эмоции закрепляются в теле в виде мышечных напряжений, так называемых мышечных зажимов, которые рефлекторно связаны со всеми органами и системами тела, со временем начинаются изменения на органическом уровне и возникают психосоматические заболевания.
В детстве это ещё не собственно соматические заболевания, это пока больше отдельные телесные симптомы, которые в процессе взросления, в процессе обучения ребёнка правильному эмоциональному реагированию, разрешению своих внутриличностных конфликтов, могут исчезнуть без следа. Но тогда, когда развитие человека не происходит так гармонично и эти конфликты не разрешаются, включаются защитные механизмы психики и негативные эмоции подавляются сознанием для того, чтобы не мешать человеку жить. На поддержание этого подавления тратятся колоссальные запасы энергии и пока человек молод, он может нести этот груз нерешённых детских проблем, замороженных в теле эмоций достаточно долго, даже не подозревая об этом. Но жизнь идёт и при неблагоприятных обстоятельствах, бесконечных стрессах, накопившейся усталости, компенсаторные возможности организма заканчиваются и мы заболеваем. И в недоумении не можем понять, что же такое случилось? Ведь я был здоровым! На самом деле организм просто говорит нам - остановись, я устал, у нас есть проблемы, которые нужно решить. Таким образом, телесный симптом становится способом выражения того, что словами наша психика нам выразить не может. По сути дела все психосоматические заболевания - это попытка подсознания донести до сознательной части мысль о том, что у человека есть какие-то проблемы, связанные с неотреагированными эмоциями и травматичным детским опытом.
Что же с этим делать и можно ли вообще с этим что-то сделать, если учесть, что те травмы остались в далёком детстве, а живём мы в состоянии хронического стресса? Конечно, можно, но при этом нужно понимать, что стресс - это необязательно какое-то глобальное психотравмирующее событие. Это случается, но всё же достаточно редко. То, что на самом деле влияет на наше здоровье, это ежедневные мелкие стрессы, которые мы даже не замечаем. Как личные, связанные с нашими отношениями, так и современные, связанные с жизнью в большом городе. Прежде всего - это постоянная спешка, необходимость везде успеть, сделать кучу дел одновременно. То есть сам ритм нашей жизни держит нас в постоянном тонусе, при котором происходят такие же сдвиги в организме как при стрессе. Это постоянное воздействие шумовых, визуальных раздражителей большого города. Огромный поток информации, который в наше время обрушивается на каждого жителя мегаполиса. Всё это и есть тот пусковой механизм, который отпускает на волю дремавшие в нас до поры до времени проблемы и мы становимся всё более раздражительными, агрессивными, пока наконец не заболеваем физически и не понимаем, что так жить дальше нельзя. И мы идём к врачу, но к сожалению, лечение приносит нам только временное облегчение, так как причины проблем по-прежнему остаются в нас. Вот здесь и приходит на помощь такое направление психотерапии, как телесная психокоррекция. Она занимается тем, что учит людей, как можно скорректировать своё психоэмоциональное состояние таким образом, чтобы быть адаптированным к современным условиям жизни и эффективно поддерживать своё физическое и психическое здоровье в условиях стресса.
Работу в телесной психокоррекции можно условно разделить на два этапа или направления. Один из них занимается актуальным самочувствием, то есть снятием наиболее острых проявлений стресса, уменьшением болевых синдромов, сглаживанием проявлений психосоматических заболеваний. Это достигается, во-первых, с помощью техник эмоциональной разрядки, которые помогают человеку сбросить накопившееся напряжение, гармонизировать эмоциональную сферу. Во-вторых, это техники работы с мышечными зажимами, теми самыми неотреагированными эмоциями, которые отложились в нашем теле с детства и проявляются сейчас в виде мышечно-тонических синдромов. Ну, и наконец, это релаксационные техники, которые помимо мышечного и эмоционального расслабления, гармонизируют деятельность вегетативной нервной системы за счёт синхронизации работы полушарий головного мозга, тем самым налаживая деятельность всех органов и систем организма, как единой целостной системы.
Второй этап более глубокий, и направлен на то, чтобы вскрыть те первичные базовые негативные эмоции, переживаемые ребёнком в детстве, которые и привели к формированию психосоматических заболеваний в дальнейшем. Так как вся деятельность нашей нервной системы основана на рефлекторном принципе, то и целью этого этапа является перестройка тех ранних патологических рефлексов и замена их на более адаптивные и конструктивные. Достигается это с помощью техник телесной регрессии, когда восстанавливается связь между правым и левым полушарием, снимается межполушарный барьер и сознание получает доступ к тому бессознательному, вытесненному материалу, в котором и кроются причины всех наших проблем в различных областях жизни, а не только со здоровьем. Все наши неадаптивные стратегии, неустроенные судьбы, несбывшиеся мечты имеют начало там, в тех детских переживаниях, которые мы сможем осознать с помощью техник телесной регрессии, отпустить связанные с теми событиями эмоции, сформировать новое позитивное отношение к себе и жизни и, таким образом, прийти к более здоровому состоянию собственного тела. Это процесс достаточно длительный, требующий от человека желания работать над собой, меняться, приводящий в результате к позитивной трансформации личности, то есть к формированию человека успешного, здорового и счастливого.
© Елена Мосолова