Недавно в facebook наткнулся на перепост
статьи о выборе зимних шин, под которым была буря восторгов о его содержании. Так как тема мне довольно близка - высшее автомобильное образование, автоспортивное прошлое и периодическое проведение курсов контраварийной подготовки приводят к тому, что ко мне регулярно обращаются за советом в выборе и покупке как летних, так и зимних шин - я решил прочитать чужое мнение по этому вопросу. Как оказалось - не зря.
Благая цель, преследуемая
freedom, была полностью перечеркнута смешиванием понятий «теплого» и «мягкого» и как результат - статья скорее вредительская, чем полезная. Она вводит в заблуждение неопытного автолюбителя и не отвечает на поставленный в заголовке вопрос - «Как выбрать зимнюю резину?». Это и сподвигло меня написать данный пост. Давайте разбираться по порядку.
Итак, для начала, разберемся с главными тезисами статьи:
- Есть государство, которые выдвигает вполне конкретные требования к зимним шинам и есть «журналюги», которые при тестировании шин во главу угла ставят совершенно другие параметры.
- На основании статистических данных, 75% времени зимой мы движемся по, так называемым, «черным» дорогам, то есть, для простоты - по чистому асфальту без снега и льда.
- Опять же по статистике, автолюбители в интернете больше обсуждают общие характеристики шин и их ходимость, а не конкретно тормозные свойства на льду.
Пойдем по порядку. Итак, почему же разнятся требования государства и испытателей к зимним шинам? Если подумать, то ответ очевиден: государство выдвигает ОБЩИЕ МИНИМАЛЬНЫЕ требование к шинам, при которых они получат сертификат соответствия и будут допущены на рынок. Т.е. ВСЕ испытываемые шины УЖЕ соответствуют требованиям государства.
Испытатели проводят тесты шин, чтобы найти и измерить разницу в характеристиках при разных условиях эксплуатации. Наиболее важным параметром они заявляют тормозные свойства на льду (и это правильно, но об этом ниже), однако в таблице результатов испытаний есть результаты всех измерений и если, к примеру, вы проживаете в сельской местности и для вас важны не тормозные свойства на льду, а проходимость по снегу, то никто вам не мешает выбрать резину, наиболее полно отвечающую вашим требованиям.
Переходим ко второму пункту. Как говорил мой преподаватель по научным исследованиям: «Есть три вида лжи. По степени увеличения они делятся на «ложь», «наглую ложь» и «статистику»». Более доходчиво - статистика выдает некую «среднюю температуру по больнице» (если измерить температуру у всех больных, находящихся в больнице, то окажется, что все они здорОвы, однако при этом у кого-то жар, а кто-то остывает в морге). Действительно, большую часть времени жители крупных населенных пунктов ездят по сухому асфальту и, казалось бы, сцепные свойства на льду для них не настолько важны. Однако, не будем забывать о том, что вы можете всю зиму проездить без проблем по асфальту, но один раз попав на лед, вам может просто не хватить нескольких метров тормозного пути, что приведет к серьезным последствиям. И ладно, если все ограничится помятым железом, а если это будет чья-то жизнь? Вы готовы рискнуть?
Именно поэтому наиболее важным параметром шин являются параметры, проявляемые в крайних условиях эксплуатации, для зимних - это сцепление на льду, и именно поэтому в лидерах тестов зимних шин всегда будут шины с наиболее коротким тормозным путем на льду. При этом тесты шин не отменяют необходимость «включать голову» при выборе и покупке шин. Страна у нас большая, условия зимней эксплуатации везде разные, ну так подберите себе шины под свои условия, основываясь на полных данных тестов, не полагайтесь на чужое мнение!
По третьему пункту - еще проще. Статистические данные результатов поиска в интернете и обсуждения на форумах здесь вообще глупо рассматривать. Почему? Да потому, что большинство автолюбителей, просто не попадает в аварии, не проходят ледяные повороты на предельной скорости и не соревнуются на треке, а значит и не обсуждает реакции шин на дороге. А те, кто в аварию все-таки попал, скорее всего, об этом писать вообще не станут. И кто же остается? А остается тот малый процент автолюбителей, которые благополучно избежали аварии, благодаря тому, что им хватило тормозного пути в критической ситуации и гонщики-любители. Вот и получается, что конкретно тормозные свойства упоминают только 3% интернет-пользователей, а остальные обсуждают все в куче - и сколько сезонов они проехали на шинах, и сколько шипов потеряли, и как успешно выгреблись с парковки после ночного снегопада и т.п. Большинство обсуждений, это обсуждения комплекса характеристик шин, а не конкретно тормозных свойств на льду.
Перейдет к главному - ответу на вопрос «Как выбрать зимние шины?».
Благая цель обсуждаемой выше статьи была в том, что автор хотел донести мысль «Не надо быть максималистом и покупать шины, занявшие по итогам испытаний первое место!». Вот только с аргументацией у него не все в порядке, но про это мы уже поговорили.
Действительно, нет никакого резона покупать лидера, ибо именно для вас и ваших условий он может показать совсем не лучший результат. Да и стоят шины из лидирующей тройки, как правило, значительно дороже. Производители шин постоянно совершенствуют свою продукцию, а потому перед выбором всегда лучше прочитать свежие тесты, даже если испытывают шины не вашей размерности.
Наиболее важные пункты, при выборе зимних шин:
- Наличие шипов - это плюс в большинстве условий, но не панацея. Шипы не позволят вам вести себя на льду так же, как летом на сухом асфальте. Чтобы шипы работали, они должны иметь возможность «проколоть» лед на высоту своего выступания (1,2…1,5 мм по нормативу), а значит, они не будут работать в условиях, когда лед припорошен снегом или когда лед представляет из себя тонкую пленку, покрывающую асфальт (частые условия осенью, когда днем еще тепло и асфальт сухой, а ночью случаются заморозки и влага из воздуха оседает на асфальте и превращается в тонкую пленку льда - утром наступает классический «день жестянщика»). Так же шипы имеют ограниченную работоспособность при околонулевых температурах и температурах ниже -20С. Это надо учитывать.
- Шипы не стандартной (не круглой) формы (квадратные, прямоугольные и т.п.) безусловно, имеют некоторое преимущество, но не настолько большое, как могло бы показаться, а следовательно переплачивать за них имеет смысл только если у вас есть лишние деньги. Чаще всего, шины с такими шипами будут более шумными, по сравнению с обычными.
- Состав резины имеет наиболее важное значение, поэтому шины, выпущенные на «родном» заводе и по лицензии на местном производстве из местных материалов будут иметь сильно различающиеся характеристики.
- При выборе зимних шин, если на ваш автомобиль имеется возможность установить шины различной размерности, следует отдать предпочтение шинам с высоким профилем, нежели низкопрофильным. Сцепление с дорогой зимой и так низкое, а потому потерять его и перейти в скольжение достаточно просто. Шины с высоким профилем делают этот переход мягким и «размазанным», у вас будет больше времени прекратить это скольжением тем или иным способом. У низкопрофильных шин переход в скольжение резкий - только что вы ехали в повороте и машина держалась за дорогу и вот вы уже летите боком или кормой вперед. И дай Бог, чтобы увас на пути не встретилось «судьбоносного КамАЗа».
- Следует предпочесть производителя шин из северных стран, не по наслышке знающего, что такое зима, нежели производителя с громким именем, но из южных стран. Так же следует избегать малоизвестных производителей.
- Не шипованные зимние шины (народное название «липучка» - как же оно меня бесит! ибо искажает их суть и принцип работы) - это, как ни странно, прекрасный выбор в большинстве условий эксплуатации и разница с шипами будет заметна только на чистом льду и только в предельных режимах эксплуатации.
Ну и главное - умение управлять автомобилем в сложных и разнообразных условиях, понимание физики движения автомобиля и последствий ваших действий органами управления, умение спрогнозировать движение, как вашего автомобиля, так и других участников движения имеют решающее значение для избегания аварийных ситуаций на дорогах, а шины являются лишь вспомогательным инструментом.