До очередного расширения зоны платных парковок осталось три недели. Вопрос как говорится, давно решен. Перерешить его уже не получится. Но это не мешает нам попробовать заглянуть в будущее, к чему это может привести и чем закончится...
Прежде всего, для анализа возможных сценариев развития последствий введения платных парковок важно понимать несостоятельность аргументации о необходимости введения платных парковок как о (законном) способе улучшить транспортную ситуацию. Тезисно по пунктам:
1. Сами по себе платные парковки не уменьшают количество стоящих на дорогах автомобилей, это количество определяется схемой организации дорожного движения, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти.
2. Обустройство парковочных мест на дорогах противоречит определению термина «дорога», данному в Правилах дорожного движения («используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения»). Участок дороги, обустроенный и предназначенный для стоянки автомобилей, по факту такого обустройства перестает быть дорогой, так как он перестает быть предназначенным для движения.
3. Поскольку парковка не может быть частью автомобильной дороги, выделение ("обустройство" (с) Дептранс) парковки на автодороге одновременно является выведением парковочных мест из состава участка земли автодороги, то есть изменением категории землепользования части автодороги. Это касается любых парковок или стоянок, создаваемых на автодорогах, как платных, так и бесплатных.
3а. Такое изменение фактической категории землепользования происходит с нарушением земельного законодательства, а именно - без проведения обязательных публичных слушаний, то есть без учета мнения местных жителей. В результате этого изменения происходит фактический вывод предназначенных для платной парковки земельных участков из категории земель общего пользования, предназначенных для свободного (бесплатного) проезда и прохода, в категорию земель не свободного, но платного пользования.
3б. Введение платы за парковку не может создавать никаких предпосылок возвращения участков автодорог для движения транспортных средств, так как величина платы назначается в соответствии с целевым показателем занятости парковочных мест 85% (почти все заняты).
3в. Единственным ожидаемым результатом введения платной парковки будет ограничение состава автомобилей, стоящих в зоне платных парковок, а именно: после введения оплаты места для стоянки будут занимать те, у кого есть возможность оплатить и те, у кого есть возможность безнаказанно не платить за парковку. Второй случай может быть как легальным (на основании специального разрешения, причем количество таких разрешений для резидентов традиционно превышает количество парковочных мест в несколько раз), так и нелегальным - путем применения одной из схем ухода от ответственности за неоплату парковки.
4. Порядок введения платных парковок сопровождается многочисленными нарушениями законодательствами и демонстративным игнорированием законных прав и свобод граждан. Ни правительство Москвы, ни мэр, ни Дептранс до сей поры не могут (не считают себя обязанными) определиться относительно правовой сути платы за парковки.
4а. Ни резидентная годовая, ни почасовая "для всех" плата не является оплатой за услугу. Ни одна организация города не заключают с гражданами никаких договоров оказания услуг паркования или хранения автомобиля и не берёт на себя никаких обязательств предоставить парковочное место или какую-либо услугу.
Относительно правовой сути почасовой оплаты за платную парковку известен предназначавшийся для рассмотрения в суде
отзыв правительства Москвы, в котором эту оплату правительство Москвы предлагает считать «платой за услугу по договору присоединения на размещение транспортного средства на платной городской парковке». На текущий момент ничего не известно о том, какого рода услуга оказывается по такому договору, отсутствует возможность ознакомиться с текстом упомянутого договора, хотя договор присоединения обязан быть опубликован для всеобщего ознакомления для всех желающих к нему присоединиться, то есть, как минимум, такой договор должен быть доведен до сведения всех московских автомобилистов или опубликован на каждой информационной табличке с описанием правил оплаты парковки. Попытка
поиска на сайте ГКУ АМПП по ключевому слову «договор» не помогает. В
разделе «документы» этого сайта так же нет такого договора. Причина отсутствия текста договора, вероятно, состоит в том, что никакого договора на самом деле не существует. То есть, власть не желает брать на себя никаких встречных обязательств в обмен на получаемую от автомобилистов плату за паркование, хотя и доказывает в суде о якобы существующем договоре оказания платной услуги. Дополнительная причина состоит в том, что составить такой договор, не выходя за рамки законодательства РФ не получается. Ранее у московской власти уже был негативный опыт различных попыток брать плату за парковку, вначале совсем по беспределу, затем - типа за предоставление во временное пользование объекта недвижимости. В Гражданском кодексе РФ определен ограниченный набор типов договорных отношений, среди которых нет ни одного такого, который соответствовал бы правилам парковки, предлагаемым московской властью. В
Приложении 2 к постановлению Правительства Москвы 289-ПП от 17 мая 2013 года определены правила пользования городскими парковками, обязательными к выполнению всеми лицами, находящимися на территории городской парковки, вероятно, в том числе и пешеходами. В этом же постановлении есть два административных регламента государственной услуги внесения в реестр парковочных разрешений, два положения о реестре парковочных разрешений, есть формы заявлений граждан, но нет абсолютно никакого описания обязанностей ГКУ АМПП, возникающих в связи с присоединением гражданина к договору на размещение транспортного средства на платной городской парковке. В
подразделе «юридический блок» раздела «частые вопросы» на сайте ГКУ АМПП дано шедевральное «разъяснение» этого клубка противоречий: «Город не предоставляет услугу на парковку. Город берет «плату» за … услугу». На
другой странице этого сайта так же подтверждено отсутствие оказания услуги: "Московское парковочное пространство (ГКУ «АМПП») является казенным учреждением и не предоставляет услуг". По сути этими заявлениями-разъяснениями ГКУ АМПП признает, что плата за парковку является платой за воздух, а сами платные парковки по моему мнению являются ЛОХОТРОНОМ с типовой мотивацией рекетиров "плати или пожалеешь" организованным злоупотребляющей властью группой лиц.
4б. При сборе почасовой оплаты игнорируются положения закона о Центробанке и налоговое законодательство, постулирующие российский рубль единственным средством платежа и предусматривающие два режима оплаты гражданами услуг по договору. Первый вариант - оплата наличными с обязательной выдачей оттиска кассового аппарата, снабженного фискальным регистратором и работающего в фискальном режиме. Признаком этого является наличие в чеке полей "ЭКЛЗ" и "КПК". Наличные деньги автоматы оплаты не принимают, надлежащим образом подтвержденные
кассовые чеки не выдают (и не собираются). Второй вариант - оплата безналичным банковским платежом так же невозможен. Более подробно -
http://vctos.livejournal.com/10508.html. До кучи: процессинг кредитных карт осуществляется устройством, конструктивно не гарантирующим защиту пин кода от перехвата злоумышлениками.
4в. Плата за парковку и годовой сбор с резидентов не является обязательный взносом (платежом). В соответствии с трактовкой Конституционным Судом смысла статьи 57 Конституции России («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»), установить новый сбор можно только законом, но не решением (постановлением) органа исполнительной власти, как это сделано в Москве. В статье 8 Налогового кодекса России дано определение сбора как обязательного взноса, уплата которого является одним из условий совершения органом власти в отношении плательщика значимых действий.
4г. Государственная услуга внесения в реестр резидентных парковочных разрешений, предоставляется бесплатно, об этом явным образом указано в постановлении Правительства Москвы №279-ПП от 17 мая 2013 года. Вопрос за что же все-таки с резидентов берут 3000 рублей в год не имеет ответа
5. С течением времени ситуация с платными парковками не останется постоянной уже только потому, что зона платных парковок расширяется с каждым годом, порой по несколько раз за год. С каждым расширением все больше увеличивается число людей, чьи права нарушаются введением платных парковок. Это провоцирует рост напряженности в отношениях между москвичами и властью и уже только поэтому такая ситуация не может продолжаться вечно. Главная причина роста напряженности состоит в недостаточном взаимопонимании между горожанами и властью. С течением времени отсутствие обещанного улучшения дорожной обстановки становится очевидным. Не менее очевидной является необходимость платить для законопослушных граждан при существовании множества возможностей не платить для тех, кто не стесняется нарушать парковочный псевдо-закон. При этом власть, по сути стимулируя таким образом нарушение закона, не утруждает себя необходимостью ответа на, казалось бы, простой вопрос, за что именно должны платить граждане?