С
подачи bvi надыбал статью
Цветкова Алексея "Обезьяна". Чуть не прозевал в тексте МЫСЛЬ. Привожу часть текста с нею, но комментировать пока не буду, выделяю только кроме фрагмента выделенного
bvi ещё несколько. Текст великоват, прячу под катом...
Люк в потолке
Похожая проблема, помнится, не давала покоя братьям Стругацким, когда они выдумывали своих «прогрессоров», «мокрецов» и «богов», которыми так «трудно быть». Предположим, кто-то понял смысл и этапы социальной эволюции, но происходит она настолько медленно, что в масштабах одной жизни вообще почти не заметна. Терпеть это мучительно, и возникает вопрос: можно ли насильственно и, не спрашивая других, не столь прозорливых, тащить их силой в будущее, ломать вполне их устраивающую обывательскую жизнь? Или ничего из этого «экстремизма» не выйдет, кроме злобного животного отрицания обществом самих этих «прогрессоров» и дискредитации социализма, то есть ещё большего замедления эволюции? Я всё чаще думаю о том, что само противостояние «обезьяны» (инстинкта, природного эгоизма) и «человека» (рационального существа, мыслящего общественными и историческими категориями) ошибочно, что это противопоставление и попытка запереть на ключ и уморить в себе обезьяну - одна из причин исторического проигрыша левых. С обезьяной нужно договориться. Её придется принять в партию. Ей должно отвести место и время, а не репрессировать. Иначе она всегда будет голосовать против нас. Теоретически такие попытки делались левыми со времен Маркузе, Адорно и Хоркхаймера, но практически это никак не учтено ни в нашей повседневной деятельности, ни в нашем проекте будущего. Тот, кто разрубает человека пополам на «правильную» и «не желательную» части проигрывает тому, кому есть, что предложить обеим половинам. Перед обезьяной нельзя склониться, превратившись в пассивный череп в её лапе, но её невозможно и игнорировать, превращая человека в потенциального робота, избавленного от своей животной части. В конце концов, демонизация природы, в данном случае внутренней, есть такое же следствие расщепленности нашего сознания, как и боязнь техники и её потенциальной «самостоятельности», якобы угрожающей в будущем человеку. Причина этой расщепленности - отчужденное общественное бытие, неадекватность того, в какой форме мы все берем что-то друг у друга и в какой форме даем что-то друг другу в обмен. Обезьяна, взятая в союзники, может сослужить нам службу. Эту неотъемлемую часть каждого нельзя оставить буржуазии, чтобы обезьяна в очередной раз не превратилась в контрреволюцию.
В не очень престижном лондонском районе Шэдвил я видел на кирпичной стене большое граффити: обезьяна открывает один ящик из трёх, там пусто и на её мордочке разочарование. За углом, на другой стене того же дома был и следующий кадр: второе разочарование у второго открытого ящика. Я решил обогнуть дом и посмотреть дальше. На третьей стене счастливая обезьяна наконец нашла банан в третьем ящике. Но у дома четыре стены. Меня охватило любопытство. На последнем рисунке три ящика стояли друг на друге, обезьяны не было, а в нарисованном потолке зиял открытый люк. Подопытное животное оказалось намного способнее, чем могли ожидать экспериментаторы.
По-настоящему перспективен только тот радикализм, который отведет в своем «проекте человека» время и место иррациональному и использует его как топливо для дальнейшей прогрессивной мутации.