Репрессии против культуры или Битлз против Лапина

Nov 10, 2019 17:44

Парень пришёл на свидание и поёт девушке песню про БАМ. Представили?
[Spoiler (click to open)]
Наша страна могла лидировать во всём мире в сфере культуры.
В нашу страну наезжали всякие Спилберги, чтобы учиться у наших Ньютонов Эйзенштейна, Пудовкина, Дзиги Вертова, Клушанцева.
Но наша страна до сих пор покупает голливудский трэш и поёт/танцует негритянский авфроамериканский хип-хоп.
Это своими безжалостными репрессиями Лапин отдал молодёжную культуру на откуп западным бизнесменам и идеологам.
Продолжаем и дальше слушать Хазина о благодатной силе репрессий??


image Click to view




Список Лапина. Запрещенная эстрада

С именем председателя Гостелерадио Сергея Лапина связаны самые жесткие меры цензуры на радио и телевидении. Это был могущественный человек, абсолютный телевизионный диктатор. Лапин положил конец карьере многих эстрадных звезд: Вадима Мулермана, Аиды Ведищевой, Ларисы Мондрус, Эмиля Горовца, Нины Бродской, Аллы Иошпе. Он полностью запретил их появление в эфире и в конечном итоге они уехали из страны. Как сложились судьбы эстрадных звезд, попавших в "лапинский" черный список?

"О, они идут на зеленый свет"

Очень смешная и нелепая дискуссия развернулась после моего поста о "зимних убийствах". Сама по себе ситуация манипулирования реальностью никого не заинтересовала, но народ почему-то возбудился на тему "Талантливы ли "Битлз" или их раскрутили?". Один из комментаторов подбросил хвороста в костёр, дав ссылку на блог Галковского, где уважаемый ДЕГ под маскировочным ником излагал конспирологические соображения насчёт того, что "Битлз" должны были отвлечь внимание британской молодёжи от скандала с министром Профьюмо. Почему надо было отвлекать именно молодёжь, а не людей среднего и старшего возраста, уважаемый ДЕГ даже не задумался - но на самом деле казус целевой группы аудитории "Битлз" очень интересная проблема. Очевидной и само собой разумеющейся она может выглядеть лишь с современной позиции, в результате искажения оптики.




Давайте не будем выносить оценочных суждений по поводу музыки "Битлз". Кому-то нравится, кому-то нет. В конце концов, есть люди, которые обожают Рихарда Вагнера и есть люди, которые искренне не выносят его бесконечных гармоний, но на репутации бурного гения сия вкусовая дифференция не сказывается никак. Личный вкус в музыке это всего лишь личный вкус в музыке, частное дело каждого, как, например, сексуальная ориентация или гастрономические предпочтения.

А дело вот в чем. В 50-х годах молодёжная культура не считалась важным сегментом коммерции в массовой культуре. Бизнес традиционно ориентировался на работающих белых мужчин в возрасте после 30 лет и на домохозяек. Фильмы, поп-музыка, литература и все прочее предназначались именно для этих категорий, поскольку казалось очевидным, что лишь эти категории могут тратить деньги на покупку того-сего. А у школьников денег традиционно нет, они вынуждены выпрашивать гроши на карманные расходы у папы с мамой. И папа с мамой решапют, хотят ли они дать своему сынульке или доченьке некую сумму на покупку какой-то там "порнографии". Как правило, не хотят.




Эта схема не учитывала резкое изменение в демографии после Второй Мировой войны. Большой Бизнес, наблюдая омоложение рынка рабочей силы в конце 50-х, не сразу сделал надлежащие выводы. Молодёжная культура воспринималась как нечто маргинальное. Но всё же ситуация изменилась после оглушительного успеха раскрутки "Битлз". Конечно, это были талантливые ребята. Конечно, таких талантливых, как они, были сотни, если не тысячи. Так всегда бывает. Полу, Джону, Джорджу и Ринго просто повезло. Но это не значит, что они были бездарны. Бездарные музыканты не продержались бы так долго на самом верху поп-музыкального Олимпа. Но, да, их раскручивали с невероятной мощностью.

Раскрутка "Битлз" стала одной из первых попыток концептуализировать и коммерционализировать молодёжную культуру. Эта попытка имела такой колоссальный успех, что её начали повторять в разных вариантах. Бизнес осознал, что молодёжная культура - самое выгодное вложение. После этого бизнес некоторое время экспериментировал (панки, "металл", глэм-рок, диско и так далее), затем выбрал оптимальную линию выкачивания денег, а все альтернативные варианты обрубил, чтобы они не отвлекали целевую группу потребителей. Этим и объясняется дикий взрыв талантов самого начала 60-х, тщательно ухоженное разнообразие 60-70-х и стандартизация от 80-х до наших дней.

Сейчас кажется самоочевидным, что основные деньги в поп-музыке, кинематографе и литературе делаются на молодёжной аудитории - это всем кажется так же неоспоримым, как то, что Земля - шар. И современные люди просто не могут представить, что когда-то (относительно недавно) было иначе.




Абсолютно то же самое происходило и в кинематографе, и в литературе. Например, французская "новая волна" начиналась с того, что молодым режиссёрам просто не давали денег на съёмку, и они были вынуждены тратить свои частные заначки, типа приданого, наследства и выигрыша в лотерею. Но, как только продюссеры увидели, насколько успешны в коммерческом плане дешёвые, на коленке сделанные авторские фильмы Трюффо, Шаброля и прочих выкормышей киномузея, молодых авторов забросали мешками с деньгами: нá тебе, родной, сними нам что-нибудь молодёжное. В Британии с "молодыми рассерженными" было примерно то же самое, хотя поколение британской "новой волны" пришло не из киноархива, а с телевидения.

Бизнес, обнаружив молодёжь способной некритически потратить большое количество денег, ринулся разрабатывать эту золотую жилу. И вот тут-то на хвост акулам капитализма сели политики и разного рода социальные инженеры, которые принялись нагружать молодёжную культуру идеологией. Мой пост был написан именно об этом аспекте поп-культуры, а проблемы продюссерства и раскрутки, вызвавшие столь бурную реакцию, казались мне очевидными до пошлости. Ну, я ошибся.





Метки: кинематограф, мир как мы его знаем, паранойя, шумовые эффекты

репрессии, цензура, культура, субкультура, СССР, молодёжь

Previous post Next post
Up