(источник картинки
статья Сергея schegloff Щеглова)
Как видите, иерархическая структура связей позволяет сюзеренам весьма жестко контролировать поведение вассалов, и добиваться от них куда большей дисциплины, чем более привычные нам «сетевые» структуры (с большим числом «горизонтальных» связей). Благодаря этому властные группировки и получают преимущество перед менее организованным большинством:
Отношения Власти могут существовать в организации и одновременно с отношениями всеобщей любви и дружбы.
Что делать? Зачистить плохишей?
Теперь, когда мы имеем перед глазами простейшую модель Власти, мы можем понять и происходждение «железного закона олигархии». Представим себе, что «хорошие» люди узнали о существовании властной группировки и выгнали из своего коллектива всех «плохих», заменив их новичками.
Что произойдет, если в такой организации случайно (а случайности рано или поздно случаются) возникнет первая связь типа вассал-сюзерен? Исходя принятых нами принципов, такая прото-группировка из двух человек получит пусть незначительное, но преимущество при дележе ресурсов в организации - все остальные будут голосовать исходя из интересов дела, а эти двое - исходя из своих политических интересов. Голоса «по делу» часто разделяются поровну, так что рано или поздно голос группировки окажется решающим. Так, по чуть-чуть, группировка получит возможность привлечь (например, обещанием должности или бюджета) третьего участника. В результате организация вернется к исходной ситуации: она снова будет контролироваться «плохими» людьми, думающими не о деле, а о Власти.
Как видите, достаточно всего двух базовых правил - «иерархия рождает власть» и «организованное меньшинство имеет преимущество перед неорганизованным большинством» - чтобы логически вывести тот факт, с которым мы эмпирически сталиваемся всю человеческую историю. Какими бы ни были «законы» или «обычаи» того или иного сообщества (политической партии, если речь заходит о «железном законе олигархии», или свободной Википедии), его эволюция неизбежно будет приводить к возникновению властной группировки, захватывающей над ним полный контроль. Причем в силу иерархичности структуры Власти во главе этой группировки должен оказаться единственный человек - верховный сюзерен. Такова самая простая, и чаще всего встречающаяся модель эволюции организаций, которая прекрасно объясняет, что произошло в республиканской и демократической партиях США.
Разумеется, существуют и более сложные модели устройства Власти, в частности, олигархия, о которой подробно рассказано в «Лестнице»; но чтобы их рассмотреть, это краткое выступление придется превратить в целый лекционный курс. Поэтому ограничимся самой простой моделью и спросим себя: а как теперь, зная о том, что «железный закон олигархии» действительно работает, и о том, почему он работает, мы должны относиться к политическим теориям и практикам, не учитывающим это обстоятельство?
Что делать? Вооружиться идеологией?
Посмотрите сами: кого на этой схеме имеет смысл убеждать с помощью «политической теории» или «идеологии»? Участников властной группировки? Нет - они и так связаны жесткой иерархией, и будут делать что скажет сюзерен. Убеждать надо остальных - чтобы голосовали/действовали так, как нужно властной группировке. Той, которая уже контролирует организацию - или той, которая собирается прийти к ней на смену. Но в любом случае - все эти идеологии работают не на нас с вами, не на проект, а на властные группировки, поддерживая и укрепляя их власть.
Вот почему «Лестница» была встречена в штыки как раз теми, кто казалось бы должен был радоваться новой концепции Власти: бойцами идеологического фронта (как платными, так и идейными). Наша теория Власти подрывает концептуальную базу любых идеологий: подобно тому, как марксизм разоблачал их классовую сущность, мы предполагаем их ангажированность в пользу той или иной властной группировки. Однако мы идем еще дальше Маркса: он выделял некий «прогрессивный» класс, в силу своей прогрессивности способный создать «правильную» идеологию; мы же полагаем, что никакая властная группировка не посмеет сказать правду о подлинной природе своей власти. А следовательно, любые политические учения всегда будут средством делать вас глупенькими жертвами самообмана. Не правда ли, есть за что называть авторов этой книги разными нехорошими словами?
Что делать? Уничтожить последние следы жесткости и несправедливости на земле?
Что делать? Предлагает автор в новой серии статей о Теории Власти-3.