Выпуск 27:
...Налёт - Нюрка…
220. Налёт, собака.
Дворовая собака из деревни Есиплево Костромской губернии.
Летом 1925 года, будучи в гостях у бабушки, Е.В.Кутыриной, Вера Чаплина проводила с Налетом много времени в окрестных лесах. Из ее записной книжки 1925 года:
(РГАЛИ, ф.3460)
«…6-го июня. Была в лесу. «Налет» нашел белку и вспугнул 1-го тетерева, а через немного времени выгнал прямо на меня зайца, который увидев меня, шарахнулся в сторону и исчез в кустах.
7-го. Ходила в лес. Налет вспугнул 1-го тетерева и с лаем носился, затем после чего он нашел какую-то нору, стал ее рыть и лаять, что там было, не знаю…»
221. Ная, выдра.
Из коллекции Московского зоопарка конца 1930-х - начала 1940-х, героиня рассказа Чаплиной «Ная-выдренок» (1947).
Ее принесли в зоопарк совсем маленькой в начале лета 1938 года, и выкармливать выдренка стала Вера Чаплина. Вскоре настало время ее отпуска, и взяв сына Толю и выдренка Наю с собой, она уехала Порецкий детский городок (детский дом). Об этом мы подробно рассказывали здесь:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/69358.html и кое-что выкладывали здесь:
https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/57842.html 222. Нелька (Нелли), уссурийский енот.
Из коллекции Московского зоопарка. 7 мая 1933 года упомянута среди прочих зоопарковских «мамаш» в статье Юрия Геко «Дети неволи» («Вечерняя Москва»), об организации в зоопарке первой площадки молодняка:
Однако на площадку молодняка взяли не ее потомство, а большой выводок уже немного подросших щенят енотки Дикой. Вот только на новом месте Дикая волновалась и едва не затаскала своих детенышей «и ее пришлось заменить ручной Нелькой. Нелька тоже волновалась, но скоро успокоилась и ее оставили» (из книги Веры Чаплиной «Малыши с зеленой площадки», с. 33). А к щенятам Нельки пришлось добавить нескольких от Дикой, - тех, которых она таскала, а потом отказалась кормить. Одного из них так и назвали: Чужой.
223. Нелька (Нелли), макака-резус.
(из книги «Московский зоопарк» (сборник статей под редакцией проф. С.И.Огнёва). М., 1949. с. 365)
Из коллекции Московского зоопарка конца 1930-х - 1940-х.
В 1941 году семья макак-резусов - Нелли, Седой и их детеныш Пупсик - была эвакуирована в Свердловск (согласно приемо-сдаточного акта от 24.07.1941, цитируемого в книге «Московский зоологический парк: к 140-летию со дня основания. Страницы истории». М., 2004, с. 104-105), а через три года возвращена в Москву (в списке возвращаемых животных из приказа Госарбитража при Совнаркоме РСФСР, выданном Вере Чаплиной осенью 1944 года, значится та же троица: Пупсик, самец 1940 г., и «взрослые» Нелли и Седой). В архиве писательницы сохранились послевоенные записи о пребывании этой семьи обезьян в Свердловском зоопарке, но, по неизвестной нам причине, Вера Васильевна пишет о Нелли как о местной, свердловской обезьяне:
(Дарвиновский музей)
«Он был старый, покрытый седоватой шерстью и степенный от прожитых лет резус. Она - стройная, вертлявая обезьяна, с красной, словно накрашенной мордашкой. Звали ее - Нелли, его - Седой. Нелли жила в Свердловском зоопарке уже несколько лет. Седого эвакуировали из Москвы недавно. Тяжело переносил он суровую Свердловскую зиму, в высоком холодном бараке. Целые дни неподвижно просиживал в углу на полочке, а если и слезал, то только за едой. Около его клетки никто никогда не стоял, все думали, что он больной. Зато у клетки Нелли простаивали часами. Веселая и подвижная обезьянка словно специально подманивала публику. Стоило кому войти в помещение, как она начинала прыгать, качалась на качелях, или схватит свою посуду, взберется на самый верх и начнет о стенку стучать. Стучит, шумит, а как соберется толпа, подбежит к решетке и просить начинает. Руку высунет, а сама губки трубочкой сложит и так жалобно кричит - не хочется так дашь. Уж на что время было трудное, а ее всегда угощали. Бывало какой-нибудь боец все карманы вывернет, чтобы кусочек сахара в ее чумазую рученьку сунуть. Наверное, поэтому Нелли и была такой румяной в ту суровую и тяжелую зиму 1941 года…»
224. Нона, африканская слониха.
Из коллекции Московского зоопарка конца 1930-х - начала 1940-х годов, персонаж рассказа Чаплиной «Шанго» (1947-1955).
14-летняя Нона поступила в январе 1939 г. из-за границы в Зооцентр и предназначалась для передвижного зверинца, но после публичного обращения профессоров В.Г.Гептнера, С.С.Турова, Г.П.Дементьева была передана Московскому зоопарку - в обмен на строптивого 6-летнего слоненка-подростка Володьку.
(«Вечерняя Москва» от 21.02.1939)
Вплоть до прибытия в зоопарк азиатского слона-великана Шанго (10.08.1940) Нона была самым крупным слоном зоопарка, но отличалась спокойным, уравновешенным характером.
Африканский слон Нона
(Путеводитель по Московскому зоопарку. М., 1940, с. 41)
В 1941 году Нона в числе других ценных животных была эвакуирована в Свердловск (при этом покладистая слониха прошла пешком весь путь от зоопарка до Казанского вокзала). По воспоминаниям Веры Чаплиной, в Свердловском зоопарке не оказалось достаточного для ее роста помещения, и Ноне пришлось жить в неотапливаемом помещении бывшей церкви:
(А.Павлов. Мы делились последним с детьми… и зверями [интервью с В.В.Чаплиной] // Вечерний Свердловск от 19.06.1991)
225. Нури, волчонок.
Воспитанник площадки молодняка Московского зоопарка 1933 года; один из пяти щенков волчицы Дикарки.
В книге «Малыши с зеленой площадки» Вера Чаплина писала о Нури: «…Инициатору нападений на слабых, непостоянному и нервному, ему никогда нельзя было верить…» (с. 57).
226. Нытик, медвежонок (вероятно, бурый).
Один из 12 медвежат, воспитывавшихся на площадке молодняка 1934 года. О нем есть две записи в рабочей тетради Чаплиной по площадке молодняка.
13 июня:
«…Купили Нытика. Нашелся один любитель, пожелавший иметь дома медвежонка, и купил у нас [у зоопарка] Нытика за 100 р. Мы были этому рады, так как своими вечными стонами и попрошайничеством Нытик сильно нам надоел. Впрочем, отдавая, мы были уверены, что в самом ближайшем будущем его нам вернут обратно…»
15 июня:
«…Привели Нытика. Говорят, он все дни так ныл, что от него были рады отвязаться. Своим приятелям Нытик обрадовался, но спущенный сразу направился к решетке, где, усевшись, стал стонать и хныкать на все лады [попрошайничать]…»
(Дарвиновский музей)
227. Нюрка, моржиха.
Из коллекции Московского зоопарка 1930-х - начала 1940-х
Истощенным и больным моржонком привезли ее в Московский зоопарк с острова Врангеля, и выхаживала Нюрку Вера Чаплина. «…Привыкла ко мне Нюрка скоро. Возможно, потому, что я за ней ухаживала и кормила. Узнавала меня издали. Приветствовала глухим, отрывистым гуканьем, похожим на лай собаки, и, неуклюже переваливаясь на ластах, спешила навстречу.
…Большую часть дня Нюрка лежала на берегу и спала. И вот, чтобы заставить моржонка больше двигаться, я решила выводить его на прогулку. Однако это было не таким легким делом, как казалось на первый взгляд. Нюрка никак не хотела выходить из клетки.
Я открывала дверь, отходила, звала ее. Нюрка нетерпеливо кричала, высовывала морду, но порог переступить не решалась.
Приучала я ее постепенно. Манила рыбой и за каждый сделанный шаг давала кусочек. Так шаг за шагом уходили мы все дальше и дальше. Гуляли недолго. Песком Нюрка натирала себе ласты, да и много ходить ей было трудно. И все-таки она прогулки полюбила.
Гуляли мы вечером, когда уходили последние посетители и свистки сторожей извещали о закрытии парка. Вот эти-то свистки и служили Нюрке сигналом. Услышав их, она высматривала меня на дорожках парка, потом бросалась навстречу, помогала открывать дверь. Я снимала с двери замок, а Нюрка толкала ее носом…»
Рассказ Веры Чаплиной «Нюрка» был опубликован в сборнике «Мои воспитанники» (1937).
Полвека спустя, в июне 1988 года, писательница отвечала на письмо школьников из американского города Нейплс во Флориде. Они спрашивали:
(РГАЛИ, ф. 3460)
«Уважаемая Вера Васильевна!
К Вам обращается класс миссис Грэм, мы прочитали Ваш рассказ “Нюрка - морж”. Нам было интересно.
Нам так понравился Ваш рассказ, что нам очень бы хотелось иметь окончание его. Мы остались как бы в недоумении. Если Вы пришлете нам рассказ по-русски, нас это вполне устроит. В нашем классе есть мальчик Анатолий Михельсон из Москвы. Его родители будут счастливы перевести Ваш рассказ для нашего класса. Наш адрес в верхней части листка.
Мы будем Вам очень благодарны, если Вы нам ответите.
Ваши друзья, 3-й класс миссис Грэм».
После довольно долгих колебаний и обсуждений с внучкой Мариной Вера Васильевна написала ученикам класса миссис Грэм письмо, в котором рассказала о том, чем в действительности закончилась история моржихи Нюрки. И все же в последний момент она отправила в США другой вариант ответа, в котором ушла от трагической правды, пощадив чувства своих маленьких читателей.
Неотправленный вариант опубликован в книге «Вера Чаплина и ее четвероногие друзья»:
(РГАЛИ, ф. 3460)
Продолжение следует…
.