История, о которой пойдет речь, интересна не только яркими фактами, но и открывающейся противоречивостью восприятия, когда даже при большом количестве свидетельств трудно восстановить истинное развитие необычайного и драматического события. Классический пример этого противоречия восприятия - рассказ Акутогавы «В чаще
(
Read more... )
Это как раз пример специфической проблемы для историка: не оставить собранные сведения в аморфном, рассыпчатом состоянии, а выявить в них некий жесткий каркас фактов и оценить спектр фактов и проблем, не вполне определяющихся.
Тут дело в том, что понимать под выводами. Безапелляционное утверждение в дурном случае покрывает всю область суждения. Но, с другой стороны, без утвердительной базы знание не развивается, и даже фраза "я знаю, что я ничего не знаю" содержит рациональный посыл утверждения.
В свидетельствах о данной истории самое ценное в том, что они сделаны практически независимо друг от друга (это видно по характеру несовпадений). Здесь нет следов фабрикации, и, следовательно, у нас появляется надежная опора для их критического сопоставления. Выявляются объективные точки картины:
1)ошибка служителя, убиравшего наружную клетку, и не опустившего решетчатую дверь (здесь открывается возможность оценить конструктивные особенности вольеров и клеток для содержания хищников и организацию работы персонала по их обслуживанию)
2) выход из клетки Аполло, и его первоначальное неагрессивная реакция на происходящее (здесь есть возможность подумать о психологии и спектре действий зоопарковского питомца, никогда не знавшего свободу и, вдруг, оказавшегося в этом странном для себя состоянии; любопытство и осторожность)
3) нападение на Аполло леопарда Гришки провоцирует его на ответную агрессию, его психологическое состояние переключается в более опасную фазу (в момент этой, возможно, минутной задержки стоит оценить темп развития всей ситуации: первые реакции людей, вероятные действия персонала и публики в выявленной нами топографии местности)
4) стремительное появление директора зоопарка Островского и его решительные, хотя и безрассудные действия (для хотя бы какого-то представления психологической коллизии между ним и Аполло, имеет смысл уточнить, что Островский закончил естественный факультет Психоневрологического института, член партии с 1917 г., с этого же времени работал в организациях, управлявших советскими культурными и просветительными учреждениями; перед приходом в зоопарк был уполномоченным Главлита и облреперткома и директором отдела музыки, эстрады и цирка; в 1937-38 году он организовал широкомасштабную реконструкцию зоопарка, результатом которой стало значительно расширение коллекции животных и улучшение условий их содержания + вет. обслуживания, существенное благоустройство территории)
5) появление и заключительные действия зоотехника секции хищных Канцлера, по всей видимости, хорошо знавшего характер Аполло, да и тот хорошо знал Канцлера и был способен ему повиноваться (на каком этапе он появился и насколько это было удачным стечением обстоятельств? ведь помимо здания львятника в секцию хищных входило немало других помещений и вольеров на Старой территории + Остров зверей на Новой территории зоопарка. И где всё это время находилась и что делала Вера Чаплина, видевшая всю эту сцену?)
Reply
интересны биографические подробности про Островского - наверное, можно сказать, что опыт общения с животными к тому времени у него был не очень большой, и это отчасти могло быть причиной такого смелого поведения... впрочем, не знаю...
с другой стороны - положение обязывало, наверное, на решительные действия...
и, судя по описаниям - люди-то (посетители), видимо, почти не успели среагировать... в воспоминаниях Чаплиной есть ощущение "замедленной съемки" (характерное словечко - "гипноз"), но в реальности наверняка происходило все очень быстро, иначе бы поднялась паника, а такого, судя по всему, не было... или же очевидцы по каким-то причинам об этом не упоминают...
я вот не совсем понимаю, где, на самом деле, был Аполло перед тем, как вышел из клетки... если в зимней, где-то внутри, то почему остальные звери были в летних (если судить по тому, что он напал на леопарда)... если в летней - тогда описание Турова, очевидно, неточное... или, при уборке, зверей загоняли сначала в зимнюю клетку, убирали в летней, потом перегоняли в летнюю, чтобы убрать зимнюю?
если звери были в летних клетках, то как так оказалось, что весь народ стоял у обезьянника, спиной к происходящему, а у клеток с хищниками не было ни одного человека? а из описания Чаплиной складывается именно такое впечатление... вот это удивительно - счастливое стечение обстоятельств, видимо... т.е. Чаплина объясняет, что именно волнение обезьян привлекло внимание посетителей, но что прям никого не оказалось рядом с хищниками - это все же странно...
Reply
Утренние часы могут объяснить малочисленность одиночных посетителей, при этом публика у обезьянника и антилопника могла быть в составе экскурсионных групп. В этом случае легче себе представить, что "посетителей, - как пишет Туров, - размещали в антилопнике и обезьяннике", это могли взять на себя экскурсоводы.
Чаплина, конечно, могла пребывать некоторое время в некотором замешательстве.
Но учитывая ее весьма решительный характер и прекрасную профессиональную реакцию, а также то, что она была руководителем секции хищных, - трудно себе представить, что Чаплина была пассивным наблюдателем этой сцены.
Надо учитывать, что пишет она не воспоминание, а набросок к рассказу, в котором, естественно, отсекает лишнее. Лишним, в данном случае, могли быть описания собственных действий.
Reply
но почему тогда никто не упоминает ее в качестве действующего лица? могли быть на то причины?
Reply
Тот же Калабухов, похоже, вставил этот случай в свою книгу воспоминаний именно для яркости - ведь он физически не мог быть его свидетелем и знал только по рассказам (поэтому он не особо утрудил себя датировкой, а может быть, и намеренно подверстал ее под сроки своего возвращения в зоопарк). Туров сообщает этот эпизод в пересказе, вообще не называя фамилий. Островский уделяет выходу и поимке Аполло две строчки - большего не позволял формат отчетной брошюры, выпущенной к 75-летию зоопарка. А отрывки из устных воспоминаний Богданович, сделанных на глубоком склоне лет, не оставили место даже Островскому...
Пассивность Чаплиной - это подробность, показанная самой Чаплиной в ее литературном наброске. Если бы она на самом деле проявила себя в этой ситуации пассивно и бездеятельно, вряд ли бы ей захотелось писать на эту тему. И, предположу, что в таком гипотетическом случае - после обязательного для таких инцидентов разбирательства - она не осталась бы заведующим секции хищных.
Reply
Reply
Потому что мы не знаем самого главного: тех наработок действий в подобных экстренных ситуациях, которым владели и передавали друг другу старожилы и руководители секции хищных (и других секций тоже, но со своей спецификой). Причем, эти наработки были очень конкретными - учитывающими особенности данного вольера, привычного расположения работников секции, печальный или не очень печальный опыт предыдущих сходных случаев и т.д.
Но, отвлекаясь от неизвестной нам специфики орг.работы секции хищных Московского зоопарка 1930-х годов, приведем пример поведения Веры Чаплиной в ситуации, участницей которой была 10-летняя Марина.
В то лето Вера Васильевна взяла на передержку из зоопарка на дачу двух лисиц - сначала ручную Лиску (подростка), а потом совершенно дикого взрослого лиса. В самые первые дни Марина привыкла к ручной ласковой Лиске и в какой-то день приехав к бабушке на дачу, увидела еще один ящик-клетку с лисой. Она бодро, без каких-либо сомнений открыла защелку, залезла рукой в клетку и стала тискать лиса, у которого от такой наглости случился кратковременный шок.
На счастье, Вера Васильевна проходила мимо и увидела, что происходит. Не подходя близко, она с окаменевшим, как-будто очень усталым лицом, ровно и негромко сказала:
- Марина, не трогай лиса и закрой клетку.
Марина, тут же закрыла клетку. И не потому что была послушной, она уловила в интонациях и в лице бабушки что-то слишком серьезное.
Через несколько секунд лис стал бесноваться и грызть клетку, а Вера Васильевна, уже не сдерживая эмоций, воскликнула:
- Он же тебе в одно мгновенье руку бы перекусил!!!
Reply
хорошо, что лис способен удивляться:)
Reply
Reply
Leave a comment