Вслед за «Классным руководством» еще один журнал издательского дома «Первое сентября» опубликовал массовым тиражом фрагменты из книги о Вере Чаплиной. В декабрьском номере «Биологии» напечатана (с небольшими сокращениями) одна из самых увлекательных глав книги - «Детский сад для зверят», о создании в Московском зоопарке всеми любимой Площадки молодняка. Ниже мы помещаем все 8 полос этой публикации.
А позавчера мы передали в Дарвиновский музей еще одну порцию материалов из архива писательницы - 39 рукописей, 28 фотографий и 5 книг. Некоторые из них тоже покажем здесь, в том числе фрагменты из впервые публикуемых рукописей:
Из дневника Веры Чаплиной по площадке молодняка 5-16 апреля 1935 г.:
«…5/IV-35 г. Вот и переехали.
Совсем как цыгане. Погрузили на телегу единственный стол, в него разной мелочи вроде керосинки, бидона и т.д. Сверху посадили ребят [помощников-кюбзовцев] с козлятами и тронули. Ну и зрелище. Козлята орут, впереди Коля с Пери, которая лает как сумасшедшая, а сзади тащат Чужого [Чужой - щенок динго, родившийся в феврале, а Пери - его приемная мать (см. рассказ «Чужой»)].
На новой территории нас сгрузили. Сидим около стола и не знаем, что делать. Ничего не готово, ничего нет. Устроились к вечеру. Дачей [домиком при площадке] остались довольны. Работы много, но ничего. Справимся…»
Из наброска «Молодняк под матерью» (2-я пол. 1940-х):
«…3) На новой территории в открытой вольере жили до Великой Отечественной войны бурые медведи. Осенью 41 года там в одном из отделений [Острова зверей] помещались громадный бурый медведь по кличке Мишель и малая кавказская бурая медведица «Зойка». Они спаривались летом в июле и жили очень дружно, в период налетов вражеской авиации на Москву немцы много внимания уделили и Зоопарку, спуская на него зажигательные и фугасные бомбы [первая бомбардировка зоопарка произошла в ночь с 22 на 23 июля 1941 г.]. У медведей была не полностью вырытая берлога под выступом лестницы в Террариум. Как только раздавалась сирена и начинались тревожные гудки фабрик и заводов, а затем стрельба зениток, медведи, гулявшие по вольере, тревожно поднимали голову вверх, а затем быстро уходили под выступ лестницы, причем самец загонял самку в берлогу, а сам стоял впереди и из-под лестницы глядел вверх, не выпуская самку. Война заставила отправить «Мишеля» из парка (опасен) как и многих других зверей, «Зойка» осталась одна. Как все самки бурых медведей, да еще и беременная, она должна была не выходить из берлоги до весны, но «Зойка» провела зиму 41-42 годов вместе со всеми нами очень тревожно, она не выкопала себе достаточно глубокой берлоги, часто выходила, оглядывала всё наверху, но весной все же принесла 3 маленьких бурых медвежат - которых мы увидели в конце февраля. Мать их от себя не отпускала, кормила лежа почти на спине, прикрывала их лапами, когда смотрели. Но место оказалось очень сырое и их берлогу залило водой. Пришлось мокрых малышей взять от матери и передать на площадку молодняка. «Зойка» первое время их поискала, но быстро успокоилась. 2 ее сына стали громадными самцами - в папу и живут еще и сейчас в Московском зоопарке…»
Всеволод Языков. Курс теории и дрессировки собак. Военная собака. 2-е издание, заново переработанное и дополненное (составлено применительно к лекциям, читанным автором в центральных государственных питомниках). М.-Л., Государственное издательство отдел военной литературы, 1928. 280 с. Тир. 5.000 экз.:
Языков Всеволод Васильевич (1896-1941), один из основоположников отечественной кинологии. В 1919 году он обратился в штаб Красной Армии с предложением о принципах организации служебного собаководства в РККА. Спустя пять лет 23 августа 1924 г. вышел приказ Реввоенсовета СССР об организации Центрального учебно-опытного питомника - школы военных и спортивных собак (в подмосковном Кусково, где в 1934 г. Вера Чаплина проходила обучение). С Всеволодом Языковым Вера Чаплина была знакома еще с 1926 г., когда вместе со своим воспитанником доберман-пинчером Реди занималась в Центральной секции служебных собак при Всекохотсоюзе, а его телефон записан в ее телефонной книжке середины 1930-х. 2 марта 1938 г. В.В.Языков был арестован по обвинению в шпионаже, в августе приговорен к лишению свободы на восемь лет. 10 июня 1941 года умер в заключении на Колыме. Реабилитирован 4 августа 1956 г.
Л.В.Островский. Зоопарк сегодня. Издательство Московского зоопарка, 1939. 36 с. Тир. 10.000 экз. (фотографии П.В.Воробьева)
Брошюра, выпущенная к 75-летию Московского зоопарка. На стр. 9 - фотография Веры Чаплиной с ее воспитанницей львицей Кинули и собакой Пери, на обложке снимок тигренка Сиротки и белого медвежонка Фомки - главных героев площадки молодняка 1939 г.; Лев Владимирович Островский - директор Московского зоопарка в 1936-1940 гг.
Сотрудник Сухумского питомника обезьян Ф.Борисов с одним из своих воспитанников. [лето 1930 г.]:
подпись на обороте:
Перевод слоненка-подростка [Володи?] по территории Московского зоопарка. [1936]
Слоненок Володя, купленный в Лондоне, в 1936 г. размещался на Площадке молодняка; о нем пишет В.Степанов в статье «Площадке молодняка» (курская газета «Пионер» от 04.10.1936): «…только слоненок «Володя» один. Другого маленького слоненка в зоопарке нет. Ему три года. А он уже большой... Несмотря на младенческий возраст, у «Володи» вид серьезный и бивни растут. Когда «Володе» скучно, он выходит из своего дома, идет к соседней изгороди. Там по соседству с ним живет знаменитая юная львица «Кинули» и ее воспитательница собака шотландка «Пери». Размахивая ушами, слоненок смотрит сквозь прутья на них и подзывает хоботом «Пери». Собака подбегает и начинает лаять на него. Лай у нее беззлобный и спокойный, но слоненок доволен, что «Пери» лает, и еще больше размахивает своим хоботом…»; в брошюре «Зоопарк сегодня» (с.10) директор зоопарка сообщает, что «строптивого Володьку недавно обменяли на африканскую слониху Нону».
Бегемоты [Петер и Грета] со служителем. Московский зоопарк, Старая территория. [1940]
Петер и Грета (р. 1934) поступили в Московский зоопарк в 1940 г.
Среди фотографий, переданных в Дарвиновский музей, - 7 снимков из Альфелда, Нижняя Саксония, где размещалось отделение фирмы L.Ruhe. Один из них (пер. пол. 1930-х):
Во второй половине 1920-х директор Московского зоопарка М.М.Завадовский установил деловые контакты с фирмой РУЭ, которая стала одним из основных поставщиков редких животных для Московского зоопарка. Сотрудничество прекратилось после докладной записки о состоянии Московского зоопарка в Секретариат МГК ВКП(б) 27 ноября 1935 г. В ней, в частности сообщалось: «...По линии импортных заготовок Зоопарк проводит эти операции через Союзпушнину, которая в свою очередь, имеет дело исключительно с германской фирмой РУЭ. Эта фирма в течение последних нескольких лет направляет в Союз заведомо больных животных, которые спустя некоторое время по прибытии к нам - погибают, а в уплату за доставляемых животных, фирма РУЭ... выбирает в Зоопарке самые лучшие и ценные экземпляры, которые и вывозятся. Несмотря на явно вредительские акты со стороны этой фашистской фирмы, ни Зоопарк, ни Союзпушнина не порывают с этой фирмой...». Результатом докладной стало увольнение прежнего директора зоопарка Е.М.Климека и назначение 2 января 1936 г. ее автора, Л.В.Островского новым директором. Затем последовал «разгром в зоопарке вредительской группы», аресты многих сотрудников и уход из зоопарка П.А.Мантейфеля.
Подробности о слоновнике в Альфельде и о фирме РУЭ мы общими усилиями собрали здесь:
http://vchaplina-arhiv.livejournal.com/35491.html Ну, и прежде чем перейти к статье о Площадке молодняка, покажем еще одну переданную в музей фотографию, сделанную на площадке летом 1937 г. - леопаренок Заботка и козленок Лина:
А теперь - обещанная статья из журнала «Биология»:
.