Про Вурку-выдрёнка

Oct 28, 2015 11:14

Мы уже показывали две книжки-ширмы Веры Чаплиной 1947 года издания «Наши друзья» и «Рычик и Ласка».
Сегодня настала очередь еще одной, более поздней ширмы - «Про Вурку-выдренка» (М., издательство «Малыш», 1974, художник Андрей Брей). И кроме того, мы расскажем о реальных прототипах героев этой истории:

































Выдренок Вурка - это не вымышленный, а реальный зоопарковский воспитанник Веры Чаплиной, о котором сохранились ее записи февраля 1925 года:

«Принесли Вурочку в зоопарк совсем еще маленьким выдренком.
Маленькая и ласковая, она любила чтобы ее брали на руки и ласкали, и если ее брали из клетки, она радовалась, и когда пускали на пол терялась, неслась к ногам, и если спрятаться, подняв мордочку свистела, или если кто-нибудь проходил мимо, бежала за его ногами, и вообще она первое время бегала за всеми ногами. Ела она молоко с хлебом, рыбу же не любила, которую ей давали, пропущенную через машинку. Когда здание запиралось и все уходили, Вурка сильно скучала и испускала крик, похожий на мяуканье котенка, переходящий в свист с очень ровными промежутками.




РГАЛИ фонд № 3460

Постепенно подрастая, она стала различать меня от других, и если идя с ней по саду кто-нибудь встречался, она ноги не путала как раньше, а бежала за мной, а когда теряла, то не приставала за другими, а свистела каким-то резким свистом.
Постепенно молоко пить перестала и ела рыбу только резанную, а потом и целую, причем если ей давали рыбу, хватала ее за спину уходила в угол и там, держа ее двумя лапами, съедала начиная с живота большую и с головы маленькую.

Спала пока была маленькая на спине со сложенными на животе лапками и пачкала по всей клетке. Воду боялась, и когда сажали ее в воду, визжала и вырывалась. Ставши большой, стала спать на животе, пила воду раз 20 в день, любила всунув в воду голову и передние лапки играть, хорошо отличала своих от чужих, и если я пряталась, не свистела, а находила по следам.
…На животных в Зоопарке внимания не обращала, а если кто-нибудь из них подходил близко, боялась и сильно визжала. Когда настала зима, она любила гулять по снегу, закапываться в него, валяться на спине играть комочком, а также нырять в мои следы по глубокому снегу. Вообще же она становилась все самостоятельнее и уходила от меня все дальше и дальше, хуже слушалась, когда ее звала, и не было возможности вызвать ее из снега. Она стала трусливой и неохотно даваться в руки, если видела незнакомый предмет шарахалась в сторону, а когда ей надоедало гулять бежала домой.

Если Вурку долго кормить рыбой, она ей приедается, и тогда с удовольствием ест мясо, но если дать ей много мяса, то у нее делается понос. Иногда найдя на дорожке кусочек яблока, его съедает, а один раз найдя лист капусты, стала его есть, а остаток несла во рту, пока я ее не посадила в клетку, там она его съела. Также, найдя каменный уголь, долго его носит, или какой-нибудь кусочек снега. Иногда отламывает большие куски снега, ложится на спину и беря какой-нибудь кусок в лапки бороздит мордочкой до тех пор, пока он весь не рассыплется или бежит за ним, толкая его мордочкой впереди…»

Однако героиня книжки-ширмы 1974 года имеет с реально существовавшим выдренком Вуркой только общее имя. Сюжет ширмы в большей степени перекликается с рассказом Чаплиной «Ная», о другом выдренке, которого Вера Васильевна и ее сын Толя выходили и воспитывали на даче в июле 1938 года. О Нае тоже сохранились дневниковые записи Чаплиной:




РГАЛИ фонд № 3460

«5/VII Принесли в зоопарк выдренка, взятого на берегу реки Истры. Выдренок совсем маленький молоко сосет плохо и едва ходит. Взяла его на дачу. Вес - 800 гр.
6/VII. Ест выдренок по-прежнему плохо, кормлю его молоком с рис. отваром. Выпивает в раз не больше 10-20 гр.
У него сильный насморк он часто чихает и икает. Почти весь день спит.
7/VII. Ест Ная (выдренок) много лучше и охотнее сосет молоко.
Стала Ная бегать по комнате. Узнает меня и Толю. Дала чищенную рыбу. Сначала она не ела, потом стала сосать.
8/VII. Дала живого вьюна. Ная пыталась его задушить, но ничего не вышло. Чищенную рыбу начала есть
9/VII. Дала опять живого вьюна. Ная его задушила и пробовала жевать, но ничего не вышло, и я дала ей опять чищенную [рыбу]. Чутье у нее исключительно хорошее. Своих стала узнавать по запаху и голосу.
11/VII. Первый раз самостоятельно задушила и съела вьюна, причем, несколько раз заглотав его, отрыгивала обратно. Во время прогулки хорошо бежала за мной и Толей. На чужих стала огрызаться, смешно играет с нами и со своими лапками…»




Вера Чаплина с выдрятами. Московский зоопарк, 1930-е
Дарвиновский музей
.

книги Чаплиной, Московский зоопарк, Дарвиновский музей, РГАЛИ фонд № 3460, книжка-ширма, рукописи, `Толя (А.А.Михайлов), *Ная, `Брей А.А., тексты рассказов Чаплиной, *Кинули, *Вурка

Previous post Next post
Up